Содержание:
Гребная лодка «Фофан» была разработана ещё в первой четверти ХХ-века в рамках конкурса «народная шлюпка». Лодка соответствовала всем требованиям, представляемым к суднам, и предназначалась для людей с минимальным опытом или новичков в плавании на малых судах. Сегодня чертежи лодки «Фофан» стали настолько популярными, что многие мастера изготавливают известную прогулочную лодку из дерева в домашних условиях. Модель получила широкое распространение на туристических, лодочных и спасательных станциях, а также используется для хозяйственных нужд.
Общее описание лодки «Фофан»
Пластиковая лодка «Фофан» изначально появилась в деревянном варианте, а сегодня весь корпус лодки изготавливается из стеклопластика зарубежного производства. Является односкорлупным судном, в котором система непотопляемости реализована за счёт герметичных блоков с воздухом в области кормы и носа. На рынке представлена и парусная модификация лодки «Фофан», которая неоднократно фигурировала на соревнованиях и завоёвывала призовые места.
Лодка «Афалина Фофан» была сконструирована инженером А. П. Фан-дер-Флитом. После построения лодки в строгом соответствии с проектом, шлюпка оказалась:
- остойчивой: имеет минимальный риск переворачивания и небольшое кренение;
- удобной: габариты лодки оказались подходящими для прогулок, спасательной и спортивной деятельности;
- проходимой: минимальная осадка позволяла добираться до труднодоступных мест;
- безопасной: ребёнок не перевалится за высокий борт. Правда, взбираться на лодку с воды проблематично.
В изначальном варианте лодка имеет круглоскулые обводы, клинкерную обшивку и выгнутые шпангоуты. Длина – 4-4,5 м. Самодельные судна часто изготавливается из следующих конструктивных элементов:
- ясеневые шпангоуты гнутой формы;
- шпация (18,2 см);
- склеенная транцевая доска;
- форштевень;
- стандартная обшивка в толщину 1 см, собирающаяся методом пазового соединения;
- все элементы держались на клееных соединениях, а пазы имели медные заклёпки размером 4 мм.
В современном варианте исполнения производители просто повторяют деревянную конструкцию судна, но с помощью пластика и полиэфирной смолы. Круглоскулая стеклопластиковая лодка с оборудованием и снабжением весит 85 кг. Производители разрешают устанавливать на лодку мотор мощностью до 5 л. с., этого достаточно для развития скорости около 10 км/ч. При покупке такой лодки не требуется регистрация в ГИМС. Выбирая мотор, нужно отдать предпочтение короткому дейдвуду, транец рассчитан на «ногу» 380 мм, обычно обозначается буквой S.
Лодка выпускается в различных расцветках: зелёных, серых, белых и т. п. За окрашивание в нестандартные цвета придётся доплачивать, зато вместе с судном поставляются деревянные вёсла. Тип комплекта зависит от производителя, сегодня многие верфи выпускают данную модель, хотя одной из самых распространённых является лодка «Афалина».
Конструкция лодки имеет удачное соотношение ширины и длины, что обеспечивает лёгкость передвижения на вёслах, высокую остойчивость, достаточную для установки паруса в качестве опции.
Преимущества замены дерева стеклопластиком на стадии изготовления лодки «Фофан»:
- долговечность. Пластик не разрушается под воздействием воды, а доски со временем ссыхаются и разрушаются;
- лёгкость обслуживания. Стеклопластик не нуждается в окрашивании, это, скорее, декоративная опция. Дерево без обработки быстро испортится;
- больше полезной площади. Прочность пластика превосходит дерево, что позволяет уменьшить размеры бортов;
- дешевле изготовление лодки. Стеклопластик стоит дороже, но требует меньше человеко-часов на изготовление.
Технические параметры лодки «Фофан»
Характеристики лодки «Фофан»:
- длина: 4,37 м;
- ширина: 1,5 м;
- высота борта на миделе: 0,48 м;
- вес: 90 кг;
- грузоподъёмность: 450 кг;
- пассажировместимость: 5 чел.;
- допустимая мощность ПМ: 5 л. с.;
- разрешённая площадь парусника: 6 м2.
Какая цена?
Стоимость стеклопластиковой лодки составляет 48-50 тыс. рублей. Деревянные, самодельные аналоги стоят дороже, их цена доходит до 200 тыс. рублей.
Отзывы владельцев
Павел:
«У меня жена боится плавать на лодках с низким бортом, поэтому было принято решение купить «Фофан» с высокими бортами. Страхи жены немного отступили, выходим на водные прогулки постоянно на протяжении сезона».
Михаил:
«Есть у лодок «Фофан» один важный недостаток, который во время её создания не имел значения – плохие ходовые качества под мотором. Без утяжеления носа судно сильно задирается и может перевернуться».
Артём:
«Уже продал лодку «Фофан», так как она не выходит на глиссирование. Предпочитаю скоростную езду, хотя в плане комфорта и безопасности вопросов не возникало».
Эксперт и автор статей на сайте.
Кандидат в мастера спорта, принимал участие в международных гонках на надувных лодках с подвесными моторами.
Охотник и рыбак с 8-летним стажем. Призер чемпионатов России, призер Кубка России и Росохотрыболовсоюза по ловле спиннингом с лодки и на блесну.
Член Ассоциации Росохотрыболовсоюз и Военно-Охотничьего Общества.