Содержание:
Нет однозначного понятия о лодке «Гулянка», так как это собирательное представление о самодельных плавательных средствах, изготовленных на основании гребных рыбацких суден. Уже в 70-х годах на Саратовском заводе взяли чертежи лодки «Гулянка» за основу моторных лодок. Преимущественно лодка начала использоваться в промышленном рыболовном деле и пользуется спросом у групп рыбаков, предпочитающих длительные выезды на рыбалку. Лодка совмещает: грузоподъёмность, остойчивость и комфорт, но теряет ходовые качества, на глиссирование не выходит.
Общее описание лодки Гулянка
Моторная лодка «Гулянка» может изготавливаться как на металлическом, так и деревянном основании. Изначально в её основе использовалось исключительно дерево. В основе базовых элементов: ахтер- и форштевней, шпангоутов использовался дуб. Чтобы повысить прочность киля и предотвратить раскалывание древесины снизу набивался листовой металл 2-3 мм.
В качестве обшивки использовались хвойные доски, наилучшими считались породы хвои с большим содержанием смолистых веществ. В основе лежали доски толщиной 30 мм. Для крепления досок к остову использовались устойчивые к коррозии гвозди, в основном медные.
Модели, изготовленные из металла, соединялись посредством сваривания листов холоднокатаной стали. Выбор материала падал на разновидности металла с минимальными коррозирующими свойствами. Лучшими моделями оказались нержавеющие лодки. Средняя толщина металла – 2,5 мм.
Изначально на лодке ходили под вёслами, а несколько позже начали ставить стационарный двигатель. Модели с мотором все равно не способны набирать большую скорость, их удел – движение в водоизмещающем режиме. Обычно в комплектации судна имеется специальный отсек, куда устанавливается двигатель и топливные баки. В качестве основного движителя обычно устанавливался простой, но долговечный двигатель: Л-6 или Л12 (брали их с генераторных установок). Некоторые мастера устанавливали автомобильные и тракторные моторы: 2-Ч, 4-Ч и т. п.
Чтобы решить проблему нагревания моторов использовался насос, подающий забортную воду в двигатель. Встречаются варианты, в которых вода текла к двигателю самотёком. Выхлопная труба выпускала обратно в реку отработанные газы вперемешку с водой. Сзади двигателя на палубе размещалось рулевое управление, водитель находился на возвышенности и мог обозревать всю прилегающую область.
С учётом того, что лодки предназначаются для длительного пребывания на борту, практически всегда в комплекте присутствует тент, размещающийся у бортов или рядом с моторным отсеком. Металлические лодки «Гулянка» оснащаются рубкой с каютой на 3-5 человек. Бескаютные модели позволяют разместиться до 15-20 пассажирам.
При установке тента на борту с лёгкостью размещаются на ночь компании до 6 человек. Посередине лодки в кокпите на деревянных лавках могут размещаться 8-10 человек. В обязательном порядке лодка комплектуется удлинёнными вёслами из дерева и багром.
История создания лодки
Достоверно не известно, но скорее всего лодка «Гулянка» – это исключительно советская разработка, которая получила своё название в 20-40-х годах ХХ века. Наименование было необходимо для обозначения различных лодок и идентификации суден длиной 6-12 м и шириной 2-3 м во время изготовления в прибрежных деревнях.
Полноценный проект появился позже, уже в 70-х годах. Саратовский завод некоторое время выпускал лодку «Гулянка» под заказ, хотя в серийное производство она не попала. На предприятии изготавливались металлические модели. Заводские модификации оказались красивыми, удобными, имели вместительную и светлую каюту с широкой палубой. Лодка оказалась исключительно прочной и приспособленной для транспортировки большого груза.
Недостатком заводской модели стала возможность легко идти по волне исключительно с лёгким, маломощным двигателем. В случае установки мощного и тяжёлого мотора, корма просаживалась и появлялось лишнее сопротивление воды. Причина негативного фактора – смещение широчайшей части лодки в сторону носовой части. Единственным способом комфортного перемещения являлось правильное распределение веса. По ходовым характеристикам часть самодельных лодок оказывалась лучше, чем заводские модели.
Сегодня снова изготавливаются лодки «Гулянки», которые получают распространение на Поволжье, преимущественно нижней и средней части.
Преимущества и недостатки
К достоинствам модели причисляются:
- грузоподъёмность. Лодка способна взять на борт по 1-3 т различных сухих грузов. Благодаря этой способности, судна начали пользоваться спросом у рыбаков, охотников, фермеров, перевозчиков грузов и небольших базах отдыха;
- средняя скорость лодки составляет 12-15 км/ч. Чтобы развить скорость 12 км/ч на стандартной 8-метровой лодке, достаточно использовать мотор Л-6 с мощностью 6 л. с., но при условии хорошего винта и грамотно сконструированных обводов. Расход топлива составит 12-15 л за световой день, если мотор будет работать практически непрерывно;
- низкая конструкция позволяет избавиться от парусности и обеспечивает лёгкость передвижения даже против ветра в штормовые дни. Крепкое и тяжёлое судно уверенно передвигается по волнам;
- у лодки «Гулянка» длинный инерционный путь. По выключению двигателя судно способно проплыть ещё до 200 м по спокойной воде;
- в удачной конструкции лодки есть возможность передвигаться по мелководьям с глубиной всего 15-20 см;
- высокая степень безопасности достигается за счёт усиленного форштевня и обтянутого металлической обшивкой острова. Конструкция позволяет на полной скорости идти к берегу и втыкаться в его каменистые породы, без негативных последствий для конструкции.
У судна есть и недостатки:
- многие модели получились достаточно валкими, им недостаёт остойчивости при перемещении пассажиров между бортами. Вся проблема кроется в овальной форме бортов, которые резко начинаются расширяться, начиная от ватерлинии и до привального бруса. Благодаря крупному и тяжёлому килю, инженерам удавалось предотвратить переворачивание судна практически при любой нагрузке;
- лодка «Гулянка» неплохо идёт против встречных волн, но боится бокового волнения. Оно способно сильно раскачать судно и причинить существенный дискомфорт пассажирам;
- металлические модели, особенно каютного типа, изготавливаются с акцентом на максимальную вместимость кокпита, от чего игнорируется система непотопляемости. Если появится большая пробоина в конструкции, лодка идёт на дно. Люди могут спастись с судна благодаря спасательным поясам или кругам, но сама лодка затопляется;
- в моделях с открытым кокпитом герметичный бак, обеспечивающий непотопляемость судна, занимает большую часть носа, он используется в качестве палубы;
- деревянные модели не имеют проблем с плавучестью, но носовой отсек все равно закрытый, палуба находится на высоте равной борту. Палуба выполняет роль ребра жёсткости, а также используется в качестве рундука для лёгкого и небольшого груза.
Комплектация и оборудование
С завода мотолодка поставлялась с:
- помпой осушителем;
- стационарным мотором;
- длинными вёслами, на которых находился противовес;
- редуктор;
- рейлинги для крепления ходового тента;
- рулевое управление.
Сегодня в качестве дополнительных опций предлагаются:
- камбуз с раковиной, поверхностью для разделки овощей и мяса, плитой, работающей на газе;
- рубка с приборной панелью и консолью в рулевом исполнении в любом месте лодки;
- гальюн с раковиной и унитазом;
- фара-искатель;
- душевая кабинка;
- якорь с лебёдкой;
- ревун;
- эхолот;
- радио;
- отопительные приборы;
- карплоттер.
Технические характеристики лодки Гулянка
Основные характеристики лодки «Гулянка» в современном исполнении:
- длина: 10 м;
- ширина: 2,6 м;
- масса: 2,5 т;
- предельная осадка: 0,5 м;
- пассажировместимость: 6 чел.;
- количество спальных места: 4;
- тип двигателя: стационарный, дизельный;
- мощность мотора: 16 л. с.;
- каюты: 2 шт.;
- высота каюты: 1,9 м;
- бак для топлива: 60 л;
- наибольшая развиваемая скорость: 14 км/ч;
- тип обводов: яхтенные;
- толщина металлических листов на днище: 3 мм.
Какая цена
Из-за выхода многочисленных модификаций лодки «Гулянка», сложно подобрать правильную стоимость судна. Есть модели ценой от 50 тыс. рублей, а стоимость некоторых лодок доходит до 200-300 тыс. рублей и больше.
Отзывы владельцев
Илья
«Из-за дороговизны транспортировки лодки из Ленинграда до Саратова, решил построить лодку сам. Получилась «мини-гулянка» длиной 5,7 м, шириной 1,8 м и высотой бортов 0,6 м. Лодка обошлась копейки: 4 листа бакелитовой фанеры, 6 кг лака и медные гвозди с шайбами».
Алексей
«Самой успешной моделью оказалась «Гулянка» из нержавейки, сравнивал с деревянными и металлическими моделями у друзей. В целях экономии денег взял себе корыто, а каюту с рубкой достраивал самостоятельно. Вместо стандартных 300-400 тыс. рублей, она обошлась 50 000 рублей корыто + 70 000 рублей металл с оборудованием».
Леонид
«Сам подобную лодку не имел, но много раз ездил в качестве пассажира ещё в 70-80-х годах. Владельцы делились, что лучше всего ставить стационарный мотор ПД 10 или ЗИД 4.5, скорость была хорошей даже с десятью пассажирами».
Эксперт и автор статей на сайте.
Кандидат в мастера спорта, принимал участие в международных гонках на надувных лодках с подвесными моторами.
Охотник и рыбак с 8-летним стажем. Призер чемпионатов России, призер Кубка России и Росохотрыболовсоюза по ловле спиннингом с лодки и на блесну.
Член Ассоциации Росохотрыболовсоюз и Военно-Охотничьего Общества.