Содержание:
Конструктора и изготовители плавательных средств бывшего Советского Союза были ограничены в возможности выбора материалов для изготовления корпусов судов. Традиционно применялся алюминиевый сплав с маркировкой АМг5, который обладал устойчивостью к коррозии и позволял эксплуатировать шлюпки с алюминиевыми корпусами в соленой воде. Именно из этого материала на судостроительном предприятии в Тюмени, в конце семидесятых годов прошлого века, была изготовлена лодка «Ерш». Рассмотрим эту компактную и одновременно довольно вместительную модель.
Лодка «Ерш» алюминиевая – общее описание и конструктивные особенности
При первом взгляде на плавательное средство привлекают внимание габариты. Лодка «Ерш» размеры имеет небольшие. Ведь перед разработчиками была поставлена задача – спроектировать малогабаритную моторно-гребную шлюпку, предназначенную для транспортировки на багажнике обычной легковушки.
Конструкция твердокорпусной модели позволяет безопасно плавать в спокойной воде при высоте волнения не выше 25 см и предназначена для эксплуатации на поверхности следующих водоемов:
- спокойных рек;
- озер;
- водохранилищ.
При штиле можно попробовать поплавать вдоль берега и на море, но небольшое волнение для этого плавсредства отрицательно влияет на остойчивость.
Двухместная моторно-гребная шлюпка является универсальной. Она может эксплуатироваться в различных вариантах:
- гребная лодка «Ерш» управляется веслами, входящими в комплект поставки. Для крепления уключин предусмотрены специальные посадочные места на корпусе;
- моторная лодка «Ерш» оснащается переносным двигателем максимальной мощностью 5 л. с., позволяющим передвигаться с увеличенной скоростью.
Конструкция лодочного корпуса заслуживает детального рассмотрения. Несмотря на внешнюю схожесть с корпусами других плавательных средств, он имеет особенности:
- повышенную коррозионную стойкость. Применение алюминиевого сплава АМг5 в виде листов толщиной 1,5 мм позволило увеличить ресурс эксплуатации;
- высокую технологичность. Корпусная часть выполнена из четырех алюминиевых листов. На поверхности отформованы продольно расположенные ребра жесткости, а также фальшкили;
- жесткость и увеличенный запас прочности. Клепаную конструкцию усиливает поперечно выполненная отбортовка корпуса, представляющая упоры для ног, а также скуловые стрингеры;
- конфигурацию обводов. Форма днища и бортовой части судна не только технологична, но и обеспечивает неплохую остойчивость, благодаря которой человек может находиться на борту стоя.
Из чего же состоит лодка «Ерш» алюминиевая? Фото или чертеж плавательного средства предоставляет необходимую информацию о главных элементах шлюпки. Основные составляющие:
- четыре листовых элемента внешней обшивки;
- крепежная площадка для двигателя;
- основной киль и два фальшкиля, отформованные на днище;
- прочная отбортовка по периметру – планширь;
- продольно расположенные на скулах ребра жесткости – стрингеры;
- две поперечных отбортовки – флоры;
- рундук в носовой части.
Имеются также следующие особенности конструкции:
- подуключины в количестве четырех штук. Они обеспечивают возможность удобного размещения гребца. Он может сидеть как по ходу движения, так и в противоположном направлении;
- две деревянных банки. Установлены в кормовой и центральной части корпуса, при необходимости, могут перемещаться и фиксироваться. Позволяют разместить продукты питания, вещи или груз небольшого объема;
- продольные ниши на бортах. Представляют собой вместительные емкости для рыболовных снастей, сформированные в результате крепления двух скуловых стрингеров к бортам. Облегчают доступ к стыковым участкам при выполнении ремонта;
- блоки плавучести. Закреплены в нижней части деревянных банок. Обеспечивают непотопляемость плавательного средства. Изготовитель запрещает эксплуатировать шлюпку со снятыми гермобаками;
- усиленный транец толщиной 4 см. Прочностные характеристики обеспечиваются усиленной конструкцией планширя, а также треугольными косынками, стальной накладкой и мощной деревянной плитой для крепления двигателя.
Неоспоримыми достоинствами конструкции являются:
- транспортабельность. Учитывая небольшой вес снаряженного плавсредства, не превышающий 50 кг, его несложно погрузить на багажник автомобиля. Можно демонтировать банки и поместить их в заднем багажнике машины. При этом общая масса шлюпки снизится и составит 36 кг. Для повышения надежности крепления шлюпки на верхнем багажнике, ее следует располагать вниз планширем и надежно фиксировать;
- маневренность. Используя навесной двигатель мощностью до 5 л. с. на повышенную скорость движения рассчитывать сложно, но гарантированная производителем скорость 7 км/час будет обеспечена. Эксплуатация мотолодки с более мощным двигателем требует определенных навыков.
Функциональность, повышенный запас прочности и безопасность – вот основные черты, которыми наделена лодка «Ерш». Фото шлюпки, удостоенной в свое время государственного Знака качества, предоставит дополнительную информацию о конструктивных особенностях плавсредства и доработках, выполненных народными умельцами. Желая убедиться в ходовых качествах, которыми обладает лодка «Ерш», видео посмотрите обязательно.
Дюралевая лодка «Ерш» – характеристики
Рассмотрим, какие имеет лодка «Ерш» алюминиевая характеристики. Главные параметры:
- длина от кормы до носовой части – 2660 мм;
- максимальная ширина корпуса – 1240 мм;
- бортовая высота в носовой части – 520 мм;
- размер борта по миделю – 440 мм;
- размер транца по вертикали – 380 мм;
- максимальная грузоподъемность – не более 150 кг;
- вес снаряженной шлюпки – 48 кг;
- предельная мощность навесного двигателя – 5 л. с.
Рассматриваемая в настоящем обзоре лодка «Ерш» характеристики для своих размеров и класса имеет довольно неплохие. Она способна перевозить двух человек со снаряжением, преодолевая легкое волнение на поверхности.
Лодка «Ерш» М – технические характеристики
Существуют также различные модернизированные конструкции плавательного средства с одноименным названием, к которому добавлен индекс М. Название «Лодка «Ерш» М» некоторые современные производители самостоятельно присваивают новым моделям шлюпки, изготовленным из различных материалов:
- стеклопластика. Стеклопластиковая модель состоит из 2 частей – утолщенного днища и шероховатой палубы. Пространство между оболочками наполнено пенополиуретаном, что обеспечивает непотопляемость;
- прорезиненой ткани. Надувная конструкция выполнена из поливинилхлоридного материала. Особенностью надувной конструкции являются компактные размеры в сложенном виде.
Главные характеристики лодки «Ерш» М в цельном стеклопластиковом и надувном поливинилхлоридном варианте незначительно отличаются от параметров базовой модели. Характеристики пластиковой модификации составляют:
- длина – 2820 мм;
- ширина – 1360 мм;
- высота надводной части в районе миделя – 400 мм;
- высота в носовой зоне – 510 мм.
Общие параметры:
- размеры транца;
- мощность двигателя.
Основное отличие в массе и грузоподъемности изделий:
- надувная шлюпка характеризуется уменьшенной массой, составляющей не более 5 кг и способна взять на борт 100 кг;
- моторно-гребная конструкция, изготовленная из пластмассы, в снаряженном состоянии весит до 45 кг и имеет повышенную до 280 кг грузоподъемность.
Главные особенности надувной шлюпки:
- о-образная конфигурация с закрепленным по периметру леером;
- двойная надувная емкость, которая разделена перегородкой на герметичные отсеки;
- наличие клапанов с повышенной надежностью для накачки баллона;
- применение обрезиненного материала из пятислойного поливинилхлорида.
Характеристики надувных и стеклопластиковых плавательных средств обеспечивают их безопасность, управляемость, курсовую устойчивость, а также удобство эксплуатации.
Лодка «Ерш» алюминиевая – цена
Стоимость дюралевой мотолодки, которая производилась в восьмидесятых годах прошлого столетия, составляла на тот момент 2–3 средние зарплаты. Такую сумму любитель рыбной ловли вполне мог отложить за небольшой период времени. Цены современных моделей отличаются в зависимости от изготовителя и комплектации:
- надувная модель может комплектоваться черпаками или веслами. Она стоит не более 9–10 тысяч рублей;
- стеклопластиковый вариант с аналогичной комплектацией дороже. Цена составляет порядка 30 тысяч рублей.
Сегодня приобрести дюралевую шлюпку тоже можно. Дюралевый корпус, несмотря на годы, сохранил свою прочность. Посетив специализированные сайты, можно найти неплохой экземпляр моторно-гребного плавсредства по приемлемой цене.
На нашем сайте можно прочитать и о надувных ПВХ лодках ЕРШ.
Лодка «Ерш» алюминиевая – отзывы владельцев
Задумываясь о приобретении шлюпки, изготовленной из алюминиевого сплава, ознакомьтесь с отзывами. Владельцы мотолодок, на борту которых в советское время ставился Знак качества, положительно отзываются об их достоинствах:
- надежности;
- долговечности;
- функциональности;
- безопасности;
- компактности.
Слабым местом конструкции, по мнению пользователей, является ухудшение ходовых свойств при установке двигателя повышенной мощности. А в остальном – шлюпка достойный представитель плавсредств бюджетного класса.
Долговечность базовой модели плавательного средства проверена временем. Отдавая предпочтение стеклопластиковому или надувному варианту, тщательно изучите отзывы владельцев и посоветуйтесь со специалистами.
Эксперт и автор статей на сайте.
Кандидат в мастера спорта, принимал участие в международных гонках на надувных лодках с подвесными моторами.
Охотник и рыбак с 8-летним стажем. Призер чемпионатов России, призер Кубка России и Росохотрыболовсоюза по ловле спиннингом с лодки и на блесну.
Член Ассоциации Росохотрыболовсоюз и Военно-Охотничьего Общества.