Моторная лодка Москва-2

В массовое производство модель лодки «Москва-2» была запущена в 1975 году. На тот момент она являлась первой алюминиевой лодкой подобного типа, предназначавшей для свободной продажи. Изначально производством занималось 3 завода, распределённых по всему СССР. По задумке проектировщиков, лодка создавалась с целью лёгкого перехода в режим глиссирования даже при полной нагрузке.

Общее описание лодки «Москва-2»

Учитывая габариты конструкции, судну необходимо иметь один мощный мотор или 2 средней мощности по 25–30 л. с. для наступления глиссирования при максимальной нагрузке на борту. Для передвижения моторной лодки «Москва 2» в режиме водоизмещения будет достаточно установки одного двигателя на 20 л. с., минимальная мощность для комфортного перемещения – 8 л. с. Максимальная мощность устанавливаемого мотора составляет 90 л. с., хотя преимущественно используется 2 мотора, для которых ограничение суммарной мощности составляет 60 л. с.

Лодка "Москва-2"
Моторная лодка «Москва-2»

Моторная лодка «Москва 2» проходила многочисленные тесты, в том числе на скорость, с помощью подвесных моторов различной мощности. Если предполагается использование 1 мотора, рекомендуется устанавливать его на расстоянии 25 см от диаметральной плоскости, то есть несколько ближе к левому борту. Некоторое смещение двигателя не приводит к негативным последствиям в управляемости или к снижению быстроходных качеств. При полезной нагрузке в 400 кг с мотором 8 л. с. судно достигает скорости передвижения 9 км/ч. При установке более мощного мотора «Нептун-23» удаётся развить 14 км/ч.

Для наступления глиссирования – основного предназначения судна – необходимо набрать 30 км/ч. Минимальная мощность двигателя для обеспечения соответствующей скорости – 35 л. с.

В основе корпуса используются плоско-килеватлые обводы, подобные типу «моногедрон». В области транца килеватость составляет 14°. Конструкция изготавливается на основании алюминиево-магниевого сплава (АМг5М). Днище состоит из 2 мм листов, а в остальных местах используется лист 1,5 мм. В основе набора лежит алюминиевый профиль (АМг61). Для скрепления судна используется сварной и заклёпочный тип соединения.

Конструкция состоит из 3 основных отсеков, которые и являются составными частями: каюта, форпик, кокпит. Большое значение при разработке проекта уделено комфортабельности пребывания пассажиров, чтобы мотолодка была пригодна даже при длительных плаваниях. Интерьер каюты обустроен столиком и дополнен диваном с мягким покрытием.

Москва-2 лодка
В основе корпуса лодки «Москва-2» используются плоско-килеватлые обводы, подобные типу «моногедрон»

При ночёвке внутри можно снимать столик и прятать его во вместительный рундук. Между диванами образуется проход, который легко закрыть подушками, взятыми из дивана, расположенного в кокпите. В стандартной комплектации вместимость рубки – 3-4 человека, но каюта лодки «Москва 2» часто перестраивается владельцами, в сети много фото примеров этому.

Рубка закрывается дверью, а вентиляция выполняется посредством люка сверху. Его конструкция позволяет при необходимости загружать или доставать вещи. В аварийной ситуации можно использовать в качестве эвакуационного отверстия. Переборка форпика содержит другой люк, его основной задачей является хранение припасов или различного имущества.

Стёкла спереди и по бокам не могут открываться, для их уплотнения используется профиль из резины. Для отделения кокпита от каюты используется переборка и 2-створчатая дверь.

Кокпит содержит 2 кресла, которые могут складываться для создания дополнительных мест на ночлег. В случае необходимости можно увеличить количество мест для ночлега с помощью надувных матрацев. Тогда кресла складываются и устанавливаются в ниши бортов. В конструкции предусмотрен также кормовой диван. За ним находится специальная ниша для мотора, она имеет водонепроницаемое покрытие.

Спереди имеется встроенный пульт управления. Для дистанционного управления существует специальное отделение в области кормовой переборки, левее от водителя. В кокпите судна можно находиться даже во время непогоды, так как всю поверхность закрывает натяжной тент, который в остальное время складывается и укладывается в специальный карман.

Моторная лодка
В лодке рубка закрывается дверью, а вентиляция выполняется посредством люка сверху

Для обеспечения непотопляемости лодки «Москва-2» используются блоки плавучести. Они располагаются изнутри палубы. Даже в случае затопления всего судна, оно способно оставаться на плаву, сохраняя ровный киль. Находиться в лодке в этот момент нельзя, но она выдерживает всех пассажиров, держащихся за борт.

В конструкции имеются специальные сигнальные огни, их питание выполняет генератор, вращаемый подвесным мотором или встроенный аккумулятор. Рулевое устройство находится в каюте.

Лодка комплектуется необходимым снабжением:

  • черпаком;
  • сигнальным флагом;
  • спасательным кругом, в нём имеется линь;
  • ремонтным комплектом;
  • 2 веслами для движения в случае выхода из строя мотора.

Мореходности судна достаточно для плавания в прибрежных областях морей, а также любых водохранилищ среднего или большого размера. При стоянке лодка отличается валкостью, это один из немногих недостатков судна. Другим недочётом стало отсутствие термической изоляции внутри каюты, это приводит к большому количеству конденсата во время длительного использования. Для увеличения скорости движения и снижения затрат топлива рекомендуется устанавливать на судно гребные винты грузового типа со сниженным шагом.

Лодка «Москва-2»
Для обеспечения непотопляемости лодки «Москва-2» используются блоки плавучести

В случае необходимости буксировки или для пришвартовывания на палубе имеется 3 рыма: 1 в носовой части, 1 в корме и 1 на борту.

Достоинства лодки «Москва-2»:

  • судно имеет большую длину, это помогает ему хорошо преодолевать встречные волны без наступления подлётов или других нежелательных поведений. Из-за умеренной килеватости обводов достигается спокойное передвижение, без зарывания в волну. Движение также остаётся стабильным при волнах сбоку;
  • валкость катера – это относительное значение, так как изначальная остойчивость несколько ниже, чем при тримаранных обводах, но намного превосходит открытые дюралюминиевые лодки;
  • небольшой вес для своих размеров. При сравнении со сходным аналогом «Ладогой-2», «Москва-2» выигрывает по этому показателю;
  • наличие каюты и внутреннего обустройства улучшает уровень комфорта;
  • крепкая и эффективная конструкция транца. Высота борта в области транца достигает 510 мм, этот показатель оптимален для установки мощных импортных двигателей с длинными дейдвудами. При монтаже 2 моторов можно устанавливать модели с длиной дейдвуда на уровне 380 мм. В стандартной комплектации лодка «Москва-2» может использовать 2 подвесных отечественных двигателя или 1 зарубежный с высокой мощностью. Большая ширина доски от транца позволяет дополнительно монтировать маломощный мотор для резервного использования;
  • прочность дна достаточна для выполнения туристических путешествий по заливам морей. Коррозия корпуса из-за использования сплава АМг-5М не наступает даже в солёной воде.
Лодка Москва-2
У лодки «Москва-2» крепкая и эффективная конструкция транца

Важных недостатков у модели не выявлено, но при определенной придирчивости можно отметить:

  • образование конденсата изнутри рубки;
  • проход в каюту немного узкий;
  • недостаточная прочность крепления роликов для осуществления дистанционного управления.

Технические характеристики лодки «Москва-2»

Лодка «Москва-2» имела передовые характеристики для своего времени, но даже сегодня их достаточно для большинства целей.

Основные параметры:

  • длина по габаритам – 5,11 м;
  • длина каюты – 2 м;
  • габаритная ширина – 1,98 м;
  • ширина каюты – 1,4 м;
  • высотность борта в области миделя – 0,86 м;
  • высота потолка в каюте – 1,25 м;
  • килеватость внешнего участка днища возле транца – 14°;
  • вес конструкции со всем снабжением – 390 кг;
Чертеж лодки
Чертеж лодки «Москва — 2»
  • полное водоизмещение – 1 т;
  • полезная грузоподъёмность – 400 кг;
  • количество пассажиров – 4–7 человек;
  • максимальная мощность одного мотора – 90 л. с.;
  • предельные показатели 2 двигателей – в сумме до 60 л. с.;
  • максимальная скорость при установке двух 25-сильных моторов с максимальной нагрузкой – 36 км/ч;
  • материал – АМг5М;
  • метод крепления – клёпка и сварка.

Какая цена

Цена лодки «Москва-2» сильно зависит от ее состояния, комплектации и дополнительных элементов. Приобрести корпус б/у можно по цене порядка 200–350 тыс. рублей. При наличии мотора в комплектации, стоимость может возрасти до 400–600 тыс. рублей.

Отзывы владельцев

Лодка «Москва-2» отзывы от владельцев:

Андрей:

«У меня «Москва-2» уже долгое время и использую её в качестве скоростной лодки. К сожалению, листы днища недостаточно крепкие и при установке 100 л. с. начинаются сложности. Единственный доступный вариант усиления – задувка пеной. Рекомендую использовать 60-сильный мотор, и проблем не будет».

Виталий:

«В использовании «Москва-2» уже 5 лет лично у меня. Многие утверждают, что требуется усиление транца, но на самом деле он рассчитан на заявленные 100–110 кг, которыми обладает мотор на 60 л. с. Предпочёл бы удлинить лодку хотя бы на 0,5–1 м, тогда она стала бы ещё лучше».

Владимир:

«Для своего времени «Москва-2» точно была лучшей, но даже сегодня из соотношения цена/качества остаётся одним из предпочтительных вариантов. К сожалению, многие лодки нужно восстанавливать. Свою продал, а теперь купить подобную не могу, везде требуются некоторые вложения».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *