Содержание:
В 1967 году стартовало создание моторов «Нептун» на заводе «Красный Октябрь». Производители не стали полностью копировать зарубежные модели, но находились под их влиянием. За время существования серии выпускали несколько модификаций: «Нептун 18», «Нептун-М», «Нептун 23», «Нептун 25».
«Нептун» – двигатель с двухцилиндровым двухтактным карбюратором и водяным охлаждением.
Все модели имеют сходные размеры и однообразные детали.
Достоинства этой серии:
- надежность (осуществляется путем использования шариковых и игольчатых подшипников качения);
- удобство в обслуживании;
- тихая работа;
- топливный насос сходен с другими сериями моторов;
- высокая производительность водяного охлаждения (за счет наличия крыльчатки);
- надежная фиксация мотора;
- простота в управлении (отсутствие бокового усилия на румпеле);
- возможность установки дистанционного управления без осуществления доработок;
- надежная система зажигания обеспечивает питание бортовой сети.
Как и у любого другого изделия, у мотора «Нептун» есть и недостатки:
- слабое крепление гайки маховика;
- слабый узел передачи ручки «газ»;
- тяжелый винт с шагом 300 мм.
Технические характеристики «Нептун 18»
В 1967 году была выпущена первая двухцилиндровая модель «Нептун 18». Рабочий объем каждого из цилиндров составляет 346 см3. Мощность мотора 18 л. с., расход топлива 440 г/л. с. ч. Вес мотора «Нептун 18» колеблется в пределах 43–44 кг.
Сразу после выпуска модели, началась работа по ее совершенствованию.
Технические характеристики «Нептун-М»
Модифицированная модель «Нептун-М» была выпущена в начале 1972 года.
Были внесены изменения, но внешние параметры остались практически неизменными.
Мощность этой модели увеличена на 2 л. с., и составляет 20 л. с. за счет расширения в дейдвудной трубе сечения выхлопа. Несмотря на увеличение мощности, расход топлива остался неизменным. Был изменен профиль поршня, это привело к более равномерному распределению операций в двигателе и мощности по цилиндрам.
В процессе разработки повысили эксплуатационные характеристики мотора путем увеличения на 20 мм гребного винта.
Усиление коленчатого вала и реверс редуктора поспособствовало долговечности (до 500 часов) и надежности мотора.
Конструкция оснащена узлами для установки дистанционного управления поворотом мотора, дроссельной заслони карбюратора, управления реверсом. Для подключения бортовой электросети установлен штепсельный разъем.
Транспортировку и установку упрощает ручка, расположенная на заднем поддоне.
Лодочный мотор «Нептун 23»: характеристики
Производство «Нептун 23» было начато в 1972 году. Вес модели не изменился и составляет 44 кг, в моторе «Нептун 23» установлен гребневой винт 280/300 мм. Он обеспечивает согласование мотора с выпускаемыми лодками. Рабочий цилиндр остался прежним (346 см3), но при этом мощность была увеличена на 3 единицы (23 л. с.). По сравнению с ранними моделями, потребление топлива снизилось на 60 единиц (до 380 г/л. с. ч.).
В этой модели присутствует зажигание контактного типа с выносным трансформатором. Продувка цилиндра осуществляется за счет трехканальной возвратно-петлевой схемы. За счет крепления двигателя с помощью резиновых амортизаторов мотору обеспечивается тихая работа.
Даже такая модель имела некоторые недостатки. При волне, через кольцевой зазор, вода попадает на свечи, а зажатие крыльчатки приводит к перебоям в работе системы охлаждения.
Со временем эта модель совершенствовалась. А в 2004 году свет увидел «Нептун 25».
Технические характеристики «Нептун 25»
Были применены поршни с диаметром 67 мм, и за счет этого увеличен объем до 410 см3. Это положительно повлияло на разгонную динамику. Показатели расхода топлива, были выше, по сравнению с предыдущими моделями. Мощность увеличена до 25,5 л. с.
Как и некоторые более ранние модели, «Нептун 25» может использовать грузовой или скоростной гребневой винт.
Разработчики постарались снизить риск биение вала путем внедрения дополнительного подшипника. Система охлаждения осуществляется с помощью проточной воды, это повысило стойкость к перегреву даже при высокой загруженности.
Для поддержания спроса, мотор регулярно подвергался модернизации.
Отзывы владельцев
Александр:
Приобрел «Нептун 23» более трех лет назад. Эксплуатирую нечасто – несколько раз за лето. Практически сразу после покупки столкнулся с неисправностями:
- не всегда заводится с первого раза, иногда для этого требуется полчаса. Для устранения неудобства пришлось переделать систему зажигания;
- глохнет на малой скорости. Приобрел новый топливный насос;
- со временем столкнулся с остановкой на высоких скоростях, причина крылась в зависании клапана бензонасоса.
Павел:
Пользуюсь мотором «Нептун-М» более 30 лет. За все время использования не было обнаружено ни одной серьезной неисправности. Мотор использую практически в первоначальной сборке, только блок цилиндра не родной. Я считаю, что эта модель отличная альтернатива импортным.
Сергей:
В 2011 году приобрел мотор «Нептун 25» 2008 года выпуска. Покупал подержаным, однако в хорошем состоянии. Отъездил на нем 4 сезона. Особых недостатков не нашел. Единственное, что не понравилось, так это попадание воды в редуктор. А так мотором доволен, могу смело рекомендовать.
Эксперт и автор статей на сайте.
Кандидат в мастера спорта, принимал участие в международных гонках на надувных лодках с подвесными моторами.
Охотник и рыбак с 8-летним стажем. Призер чемпионатов России, призер Кубка России и Росохотрыболовсоюза по ловле спиннингом с лодки и на блесну.
Член Ассоциации Росохотрыболовсоюз и Военно-Охотничьего Общества.