Содержание:
В начале 60 годов на Куйбышевском мотостроительном заводе имени Фрунзе началась разработка мотора. Новая модель, которая должна была затмить лодочный мотор «Стрела», практически полностью копировал зарубежный «Кенинг».
Впервые мотор «Вихрь» появился на прилавках магазинов в 1965 г. Они обрели популярность, даже несмотря на то, что вместо 20 л. с. развивали 17 л. с.
За все время, завод выпустил 3 серии моторов: «Вихрь 20», «Вихрь 25», «Вихрь 30», также были разработаны 3 пробные модели с мощностью 40, 45 и 60 л. с. «Вихрь» обладает двухтактным карбюраторным двигателем с 2 цилиндрами. Через насос-дозатор происходит охлаждение забортной водой.
Запускается мотор с помощью ручного стартера. Связь между редуктором и двигателем осуществляется посредством дейдвудной трубы.
Редуктор одноступенчатый, конический, реверсивный. Мотор оснащен трехлопастным гребневым винтом.
Самое слабое место этих моделей – демпфер и срезная шпонка, с их помощью к винту передается вращение от выходного вала. При механическом повреждении шпонка срезается, что защищает запчасти от поломки.
Управление можно осуществлять 2 способами: дистанционно, посредством румпеля. Переносной топливный бак вмещает 22 л горючего.
Для подзарядки аккумуляторов используется генератор, мощностью 30 Вт и с напряжением 12 В.
Завод выпускал моторы марки «Вихрь» в течение 45 лет (с 1965 по 2010). Эти моторы являлись одними из самых массовых. Достигая высоких скоростей, они нашли свое применение на разных типах лодок.
Эти лодки должны были отвечать некоторым требованиям:
- масса до 120 кг;
- высота торца не более 405 мм.
Мотор может быть использован на различных водоемах – как на пресных, так и на соленых. Глубина должны быть более 80 см.
Достоинства моторов «Вихрь»:
- мощность;
- низкая стоимость, по сравнению с аналогичными зарубежными моделями;
- высокая ремонтопригодность в любых условиях, при условии наличия минимума инструментов;
- доступность запчастей.
Но «Вихрь» имеет и немало недостатков:
- шум, при работе (можно снизить, используя на внутренней стороне, звукоизоляционные материалы);
- невозможность поддержания в двигателе постоянного теплового режима, из-за отсутствия в системе охлаждения термостата;
- невысокий КПД гребневого винта, из-за наличия небольшого зазора между корпусом редуктора и лопастями винта. Для повышения этого параметра необходимо выполнить полировку винта;
- неподходящие для большей части лодок параметры гребневого винта;
- высокое гидродинамическое сопротивление подводной части;
- невозможность использования винтов зарубежных марок за счет разности в системах крепления;
- золотниковое устройство ненадежно;
- регулировка карбюратора осуществляется с затруднениями;
- отсутствие возможности фиксации муфты сцепления во время свободного хода (из-за неудобного реверса) может привести к аварии;
- используемые в редукторе подшипники скольжения имеют короткий срок службы;
- гидродинамический момент (приводит к статическому усилию в румпеле, который стремится развернуть мотор) возникает в результате неудачного положения большого выхлопного патрубка.
Технические характеристики «Вихрь 20»
Продувка у этой модели дефлекторная. Диаметр цилиндров – 67 мм, рабочий объем 420 см3. Мощность двигателя составляет от 17 до 20 л. с. При установке мотора «Вихрь 20» на стандартную лодку, ее скорость с 2 пассажирами равна 40–45 км/час, с пятью – 35 км/ч.
Показатель потребления топлива колеблется от 9 до 11 л/час. Топливная смесь стандартная, состоит из масла и бензина в соотношении 50:1. При использовании чистого бензина возможна скорая поломка.
Масса мотора составляет 48 кг.
Технические характеристики «Вихрь 25»
«Вихрь 25» был выпущен в 1971 году, имеет то же диаметр цилиндров и рабочий объем, что и его предшественник. Эта модель снабжена трехканальной возвратно-петлевой продувкой.
Мощность двигателя 25 л. с. Скорость с 2 пассажирами 30,2 км/час, при полной загруженности 18,5 км/ч. За 1 час эксплуатации мотора расходуется 9–10 л топлива. Топливная смесь: масло и бензин (1:25). Масса мотора до 48 кг.
Технические характеристики «Вихрь 30»
Ее выпуск стартовал в 70-х годах. Как и «Вихрь 25», эта модель имеет трехканальную возвратно-петлевую продувку. Она оснащена настроенным выхлопом. Диаметр цилиндра составляет 72 мм, объем 733 см3.
Мощность – 30 л. с. Скорость с 2 людьми на борту 30–32 км/час, при полной загруженности – 20 км/ч. Расход топливной смеси 10,5 кг/ч.
Необходимое топливо имеет соотношение масла и бензина 1:20. Сухая масса мотора 45–50 кг.
Технические характеристики «Вихрь 40»
В 1975 году был выпущен «Вихрь 40». Это двухтактная, двухцилиндровая модель с объемом цилиндров 660 см3. Максимальная мощность составляет 40 л. с. Сухой вес мотора, достаточно велик, 56 кг.
Технические характеристики «Вихрь 45»
Модель «Вихрь 45» разработали, стандартизуя детали с более ранними моделями: «Вихрь 25, 30». В 1983 году мотор «Вихрь 45» прошел все необходимые испытания и поступил в продажу.
Двигатель этой модели имеет 3 цилиндра с возвратно-петлевой продувкой. Диаметр цилиндра, как и у «Вихрь 30», – 72 мм, объем 733 см3.
Показатель максимальной мощности колеблется в пределах 45–47 л. с. За 1 час расходуется до 13 л горючего. Мотор может работать на доступных, недорогих топливных смесях. Масса составляет 62–65 кг.
Технические характеристики «Вихрь 60»
Эта модель сходна с «Вихрем 40», однако рабочий объем за счет установки дополнительного цилиндра увеличен на 1/3. Максимальная мощность 60 л. с.
Отзывы
Олег:
После эксплуатации лодочного мотора «Вихрь 30» чувство осталось непонятное. С одной стороны, хорошая цена как на мотор, так и на его детали (которые несложно найти). С другой стороны, высокий расход топлива, по моим подсчетам более 10% уходит в воду. Нельзя сказать, что эта модель надежна, так как часто сталкивался с обрезанием шпонки гребного винта, которую менял прямо на месте.
Григорий:
За время пользования мотором «Вихрь 30» было обнаружено больше недостатков, чем достоинств. Неудачная система зажигания. Провода контактируют с маслом из-за того, что тянутся по всей площади. Это приводит к тому, что мотор часто глохнет. Были обнаружены сбои в работе кнопки «стоп». Система охлаждения не справляется со своей задачей. Порадовала только цена.
Сергей:
Подарили «Вихрь 25» на день рождения. Эксплуатирую уже несколько лет. Могу сказать, что меня порадовала простота ремонта и доступность деталей. Однако громкий шум, большой расход топлива и частые поломки убивают хорошее впечатление.
Эксперт и автор статей на сайте.
Кандидат в мастера спорта, принимал участие в международных гонках на надувных лодках с подвесными моторами.
Охотник и рыбак с 8-летним стажем. Призер чемпионатов России, призер Кубка России и Росохотрыболовсоюза по ловле спиннингом с лодки и на блесну.
Член Ассоциации Росохотрыболовсоюз и Военно-Охотничьего Общества.
Пользуюсь Вихрем 30 уже не один год.Проблем двигатель не создает вообще, заводится в любую погоду без проблем расход 9-10 литров в час на максимальных оборотах. Раньше был Вихрь 20, ездил на нем не долго но тоже остались хорошие впечатления, потом Вихрь 25, который не заводился нормально ни ехал, как мы его уже не ремонтировали.Кстати у некоторых моих знакомых тоже были постоянные проблемы именно с Вихрь 25,может такие попались а может сама модель неудачная, не буду судить. Имею запасной двигатель Suzuki, но о Вихрях хочу сказать только доброе, крутейший двигатель для своей цены и ходовых качеств, а если у кого то не хватает денег его заправлять, то надо больше зарабатывать и меньше пить, а не обсерать хорошие советские моторы.Счастья и удачи всем настоящим водномоторникам!
я достаточно много переездил на вихрях и могу сказать недостатков очень много но всё же на то время альтернативы небыло что б на что то поменять. на мой взгляд золотая середина 25й вихрь. НО. опять же но. исправишь по возможности недостатки более менее походит. На вкус и цвет товарища нет но на сегоднящий день я отдаю предпочтенье для моих потребностей ямаха 40. пускай он плохой или хороший но мне он симпатизирует.
Двоякое впечатление об этом моторе. С одной стороны, он простой в эксплуатации, обладает неплохими ходовыми качествами. Но с лодкой «Казанка», как в моем случае, расходовалось до 15 л топлива в час. А это очень много, учитывая, что часть просто вытекала за борт. Двигатель подойдет для нечастых заплывов или в качестве запасного.
Ох, наконец-то нашел реальное обсуждение мотора «Вихрь». А то друг предлагает на мою моторочку по-дешевке, а я засомневался, когда увидел дату выпуска. Посоветуйте, стоит его взять?
Ну я уже написал свое мнение. Вы, Андрей, смотрите сами. Но если умеете обращаться с советскими лодочными моторами и знаете, где найти комплектуху – смело берите и не пожалеете. А если хотите установить и забыть, то это не про дедушку-Вихря)
Странно, как это неудачное и постоянно ломающееся изобретение отечественного моторпрома продержалось так долго на рынке. Занимался ремонтом моторов 9 лет, и могу с уверенностью сказать, что в этом чуде техники собраны все самые худшие конструкторские решения. Не берите Вихря, тем более сейчас, когда в продаже куча современных и экономных моторов.
Игорь, я с Вами не согласен. Да, Вихрь не был никогда гениальным изобретением. Но для своего времени вполне даже неплохой мотор. А если в голове есть «клепка», то и чинить его совсем несложно. Сейчас, правда, с деталями на него проблема. Но если изготовить в индивидуальном порядке и провести капитальный ремонт двигателя, то прослужит он верой и правдой долгие годы. Однозначно, отличный двухтактный мотор с хорошей мощностью.
согласен с вами Валерий, на то время когда не было альтернотивы он был хорош но насчёт недостатков, начиная с маховика зажигания и кончая винтом сплошной головняк. если есть желание напишу писать много. вы говорите после ремонта на долго его хватает. что значит по вашему много незнаю. новый мотор ходит в лучшем случае два сезона если для вас это много тогда огласите что по вашему мало
Расход топливо очень большой, как для лодочного мотора, но если говорить за другие технические характеристики, мотор может показать не таким уж и плохим.
Нормальный отечественный мотор. В свое время собрал его практически сам, заменил кулачковое зажигание на электронное. Откатал на нем четыре сезона, а потом еще продал в отличном состоянии. Те, кто говорят, что Вихрь плохой, просто не умеют с ним обращаться. Да, он уже слегка устарел, тяжелый и прожорливый. Но вполне себе рабочий двигатель, и даже детали на него находятся.
Ух, помнится мне этот славный «Вихрь-20». Стоял еще на старой отцовской лодке, мы с ним в детстве на рыбалку ездили летом. Гудел, как сейчас помню, как паровоз. Но скорость развивал хорошую, можно было разгонятся до 40 км/час – для меня тогда это было невероятно быстро. Но батя вечно его крутил, что-то там менял, мастерил, бурчал постоянно. В результате купил себе новый.
Андрей, из личного опыта могу сказать, что двигатель Вихрь – далеко не самый проигрышный вариант. С 2008 года сам пользуюсь Вихрем-30 с электронным зажиганием. Хожу на своей лодке «Фаворит» по горным речкам. С 4 пассажирами идет 15-20 км/час как миленькая. Неоднократно ударялся сапогом о камни, и ничего с двигателем не случилось. Даже в 10-градусный мороз заводится без проблем. Функционирует и по сей день. Японский мотор за такие деньги точно не купишь.