Содержание:
О «Ветерке» слышали все, даже если не видели вживую, но вот о моторе «Волгарь» известно вовсе немногим, ещё меньше людей, которые сталкивались с ним. Оба двигателя изготавливаются на одном и том же заводе. «Волгарь» стал продолжением знаменитого «Ветерка» только он более современный. Перед конструкторами стояла задача исключить основные недостатки предыдущих моделей и сделать достойного конкурента отечественным и зарубежным производителям. Первостепенная цель – это заполнение пустых ячеек в мощностном ряду двигателей.
Общее описание
Лодочный мотор «Волгарь-9» был разработан на основании проекта «Ветерок» с вовлечением завода «УМЗ», но на самостоятельной базе дочернего предприятия. Для производства мотора использовалась отдельная конструкторская, производственная и испытательная база. Сотрудничество с УМЗ крайне ограничено, с завода были получены опытные образцы, оснастка, и на базе УМЗ проводилась сборка системы запуска.
Мотор на 9,9 сил приобрел значительную популярность по нескольким причинам:
- основная – мощность до 10 л. с. может не регистрироваться, соответственно, экономятся средства и время при равных показателях производительности;
- известность «Ветерка» немного отобразилась на лодочном моторе «Волгарь»;
- качество двигателя существенно превосходит предшественника.
С течением времени был добавлен вариант на 15 л. с., их в ассортименте действительно немного и все импортные, а в будущем и 20-сильный вариант. Уже сегодня разрабатываются образцы для запуска в производство моторов на 40–50 л. с., пока точных сведений не поступало.
Разработчики отказались от копирования аналогов зарубежного производства, но многие запчасти унифицированы с отечественными вариантами. Причина разработки совершенно иного мотора заключается в сложности оборудования для изготовления запчастей, как следствие – повышение стоимость продукции. Альтернативный путь – снижение точности производства, что приведёт к ухудшению качества.
Лодочный мотор Волгарь 15 – это оригинальная конструкция, она будет по душе потребителям, для которых Нептун 23 слишком мощный, а мотор Ветерок 12 недостаточно производительный. Внешний вид и устройство мотора запатентовано.
Конструкция дейдвуда принципиально не была изменена в сравнении с «Ветерком» и в 2008 году начал выпускаться новый двигатель. Гребные винты переработаны и сделаны по уникальному принципу. Для некоторых поклонников предыдущих моделей может стать непривычно, что здесь нет вывода выхлопных газов сквозь ступицу в винте, а также отсутствует реверс-редуктор и использован стандартный румпель. Это сделано с целью более простого перехода с «Ветерков», для упрощения их модернизации и невысокой стоимости работ или ремонта.
Стоит отметить, что в случае модернизации не нужно изменять плиту управления, редуктор, «ногу» и подвеску. Более новые модели были переведены на специальные дейдвуды, которые изготавливаются в рамках производственной линии предприятия.
Работает «Волгарь-15» с помощью 2 цилиндров по двухтактному принципу. В основе конструкции используется карбюратор. Различить двигатель можно на основании монолитного исполнения цилиндрового блока. Единая конструкция включает сам блок, головку и крышку для вывода газов. В основе корпуса используется всего 2 детали: блок полукартера и цилиндров.
Вдоль оси расположения коленчатого вала отсутствуют прокладки в месте стыковки элементов. За счёт изменения стандартной конструкции блока и устранения необходимости в разъёмах достигается ряд позитивных свойств:
- значительно повышается надёжность устройства двигателя;
- отсутствует риск выхода из строя прокладок с характерным появлением течи в местах пробоев;
- между головкой и блоком отсутствует резкий перепад температурных режимов, который ранее приводил к деформации головки;
- облегчается процесс обслуживания, теперь не придётся корректировать силу давления на прокладки с помощью подтягивания или отпускания крепежа;
- выше качество подгонки конструкции, так как снижается количество поверхностей, соединяемых между собой. Из-за облегчения процесса обработки и достижения высоких технических качеств соединений на болтах, мотор получается недорогим и надёжным;
- количество бобышек и крепежей значительно снижено, это позволило несколько облегчить конструкцию. При дейдвуде с «Ветерка» удалось достичь рекордного весового значения для 15-сильного мотора – 29 кг.
В основе принципа приготовления монолитного блока используется методика «литья по газифицируемым моделям». Технология известна давно (с 1958 года) и до сих пор активно применяется в мире. Особенность способа заключается в использовании пенополистирольных моделей, которые заливаются металлом и испаряются по ходу застывания. Метод позволил устранить практически все ограничения, касающиеся формы и геометрических особенностей конструкции.
Другим важным отличием является устройство глухой гильзы, которая формируется из особого сплава чугуна. Гильза создаёт неразборную рабочую камеру. Эта особенность способствовала устранению прокладки с наибольшей нагрузкой.
Метод сборки отличается простотой и высокой скоростью: гильзы прессуются и укладывается по «горячему» методу, а затем устанавливаются на болты (искать стоит со стороны свечи).
Водяное охлаждение находится во внутренней части блока и сверху по технологии «мокрая гильза». Конструкция повышает качество теплоотдачи. Разработчики не пренебрегли также известными и популярными решениями:
- продувка возвратно-петлевым методом;
- впуск через клапаны;
- отлаженный выхлоп;
- для установки коленчатого вала используется 3 подшипника;
- коленвал имеет сборной тип;
- литой шатун, устроенный на подшипниках игольчатого типа;
- поршень дополнен юбкой в форме эллипса;
- пусковой механизм находится сверху.
Единственным исключением из общего правила унификации мотора с отечественными деталями стал карбюратор. Подходящего варианта найти не смогли и предпочли воспользоваться Tillotson HL324A. Перевес разработчики отдали компактности и надёжности, хотя и немного за счёт экономичности.
Гребные винты в отечественном моторостроении используются стандартные, учитывая богатый опыт конструкторов в этой сфере, принято решение разработать универсальный винт для наших и других моторов различной мощности. Можно использовать его для моторов «Нептун», «Привет», «Вихрь», «Москва», «Салют», «Сич», «Стрела», некоторых моторов Honda и т. д. Для реализации смелого замысла была добавлена сменная втулка. На момент начала продаж к «Волгарь-15» уже поставлялось 3 разных вида винтов, а постепенно ассортимент расширился.
Технические характеристики «Волгарь-9.9»
Изначально разработчики поставили задачу выпуска целой серии моторов, с этой целью разрабатывается универсальная и эффективная конструкция для каждого.
Самым маломощным в ассортименте является «Волгарь-9.9» с параметрами:
- тип – 2-тактный с карбюратором;
- мощность – 9,9 л. с.;
- максимальные обороты – 4500 об./мин.;
- объём камеры – 254 см3;
- количество, диаметр и ход цилиндра – 2 шт., 58 и 48 мм;
- подача топлива – насос с мотора Вихрь и карбюратор «К65»;
- максимальный расход – до 4,9 л/час;
- система пуска – ручная с самоубирающимся тросом;
- охлаждение – забортная вода, резиновая крыльчатка в насосе;
- вес – 28 кг.
Технические характеристики «Волгарь-15»
Самая популярная модель из представленных у производителя, всего за 1 год серия со 100 шт. выросла до 1000 шт.
Технические особенности:
- тип – 2-тактный с карбюратором;
- мощность – 15 л. с.;
- максимальные обороты – 5000 об./мин.;
- объём камеры – 271 см3;
- количество, диаметр и ход цилиндра – 2 шт, 60 и 48 мм;
- подача топлива – насос с «Вихрь» и карбюратор «К65»;
- максимальный расход – до 7,3 л/час;
- вес – 28 кг.
Технические характеристики «Волгарь-18»
Мотор «Волгарь-18» призван дополнить ассортимент производителя и отечественных моторов, так как выбор в этом сегменте крайне небольшой.
Технические особенности:
- тип – 2-тактный с карбюратором;
- мощность – 18 л. с.;
- максимальные обороты – 5500 об./мин.;
- объём камеры – 287 см3;
- количество, диаметр и ход цилиндра – 2 шт., 62 и 48 мм;
- подача топлива – насос с «Вихрь» и карбюратор «К65»;
- максимальный расход – до 8,4 л/час;
- вес – 28 кг.
Отзывы владельцев
Вадим:
«К нам на спортивную станцию „Волгарь-15А“ был доставлен в 2013 году, как раз перед сезоном. Для сравнения была убрана головка от „Ветерка-12“ и заменена новым мотором, это позволило добиться прироста скорости на 6 км/час при сохранении старой «ноги». Во время теста удалось развить максимальную скорость 69 км/ч. Такие показатели не требовали изменения заводских настроек».
Александр:
«Ознакомиться с высокой прочностью конструкции пришлось лично, так как после первого заезда, из-за недостатка опыта, перевернулся с включенным на полную мощность двигателем. После сильного гидроудара двигатель остался целым и абсолютно не нуждался в сушке, зажигание было уверенным. Опыт оказался неприятным, но мотор перенёс испытание без трудностей».
Андрей:
«В экстремальных условиях работы мотор „Волгарь-15“ проработал 2 года, но затем начал сбавлять скорость. После вскрытия крышки было обнаружено начавшееся разрушение клапанов. Замена была быстрая и несложная, а впоследствии двигатель заработал хорошо, как и прежде».
Эксперт и автор статей на сайте.
Кандидат в мастера спорта, принимал участие в международных гонках на надувных лодках с подвесными моторами.
Охотник и рыбак с 8-летним стажем. Призер чемпионатов России, призер Кубка России и Росохотрыболовсоюза по ловле спиннингом с лодки и на блесну.
Член Ассоциации Росохотрыболовсоюз и Военно-Охотничьего Общества.