Обзор лодочного мотора Привет

Мотор «Привет» – это уникальная конструкция 60-х годов разработки, которая была создана на Казанском заводе. Конструкторы изначально отказались от идеи копировать зарубежные и отечественные двигатели. В основе концепции лежала задача создания мотора, который будет превосходить «Вихрь» в отношении всех параметров. Забегая наперёд, отметим – цель была достигнута, и мотор получился лёгким, надёжным и экономичным.

Общее описание

Главное достоинство в характеристиках мотора «Привет-22» стал небольшой вес, всего 36 кг. Для сравнения «Вихрь» на 20 л. с. имеет вес 48 кг. Достижение экономичности также оказалось по плечу, удалось снизить расход до 7,6 кг/час (на 1,4 кг меньше). Высокое качество мотора было обеспечено благодаря длительному процессу разработки, в серийное изготовление он поступил только в 1973 году. За период оттачивания конструкции многочисленные узлы претерпели изменения для достижения лучшей надёжности, это повлекло повышение веса до 38 кг.

В конструкции лодочного мотора «Привет» было использовано много уникальных решений, которые позволили сделать его достойной альтернативой зарубежным образцам. Двигатель имеет объём камеры сгорания 346 см3. Конструкция продувки устроена из 3 каналов по типу возвратно-петлевой схемы. Впуск производится с помощью золотников из стали дискообразной формы, они расположены в отдельных картерных полостях. За счёт удачного размещения и реализации впуска достигается снижение газодинамического сопротивления.

Мотор «Привет»
Мотор «Привет» – это уникальная конструкция 60-х годов разработки

Конструкция цилиндров раздельная, выполнена по взаимозаменяемому принципу. Здесь устроена «рубашка» для охлаждения, которая располагается в полости между корпусом цилиндра и гильзой. Технология позволила повысить эффективность теплообмена.

Отличительной чертой мотора «Привет-22» является использование стальных поршневых колец с напылением хрома. Цель внедрения технологии – высокое качество компрессии, герметичность и устойчивость к износу.

Коленчатый вал лодочного мотора «Привет-22» обладает разборным соединением по цанговому принципу. Соединение выполнено в области нижней щеки сверху кривошипов. Конструкция соединения показала себя значительно надёжнее, чем в «Вихре».

Впервые за всю историю отечественного строения подвесной мотор «Привет» использовал подшипник игольчатого типа, который сопряжён с кольцами поршней и верхней головкой шатуна. Такое конструктивное решение привело к повышению надёжности узла.

Дополнительным достоинством стала система зажигания, которая в полной мере унифицирована с «Нептуном-23». Выбор пал на магдино МН-1 с внешними трансформаторами ТЛМ по причине хороших пользовательских отзывов и стабильной работы. Унификации был подвержен и топливный насос, его можно устанавливать с «Нептуна» и «Вихря». Изначально был использован карбюратор из «Вихрь-М», но в последующих модификациях он подвергся модернизации.

Цапфа, расположенная снизу коленвала, имеет уплотнительные манжеты для защиты от влаги и газов. Благодаря подгонке и конструкции манжеты достигается лучшая защита и герметичность среди всех отечественных аналогов. По всему размеру дейдвуда установлена перегородка, она устроена метод литья. Перегородка отделяет пути отвода газов и расположения вертикального вала. Для охлаждения в дейдвуд встроена трубка перекачки воды, это сделано с целью упрощения ремонта.

Мотор «Привет-22»
Коленчатый вал лодочного мотора «Привет-22» обладает разборным соединением по цанговому принципу

В основе системы охлаждения используется насос вихревого типа с бесконтактной системой управления. Из-за минимального количества движущихся элементов насос практически не изнашивается, также может регулироваться тип работы ещё до запуска и поддерживается непродолжительная работа без подачи жидкости.

Характеристики водного сопротивления в редукторе мотора «Привет» при сравнении с аналогами значительно снижены, это стало возможным за счёт уменьшения площади сечения корпуса и стойки, а также высококачественной профилировки. По показателям надёжности редуктор лучший в своей нише, что достигается за счёт применения подшипников качения, установки шестерен направления движения на разных подшипниках и отсутствия соединения с гребным валом. Подобное устройство снижает потери мощности в редукторе.

Разработка модернизированного мотора «Привет-25» пришлась на 1977 год. Удачная конструкция 22-сильного мотора не нуждалась в сильной переработке, соответственно, отличия не слишком большие:

  • в основе дейдвуда встроена система настроенного выведения газов. При аналогичном объёме рабочей камеры, такое решение позволило повысить мощность на 3 л. с. Экономичность от этого решения не пострадала;
  • изменено устройство головок цилиндров. Необходимость появилась после проведения многочисленных испытаний, во время которых была установлена возможность улучшения системы охлаждения с помощью усиления редукторных шестерен.

Производитель в скором времени предоставил небольшое количество модифицированных «Приветов-25» с пометкой «Спорт». Ограниченное количество моделей поступило на вооружение в спортивные команды. При их использовании было получено несколько наград и выиграны чемпионаты в Европе.

В конце 1970-х годов была проведена модернизация «Привет-22». Заметные изменения появились:

  • в маховике были использованы магниты с большей мощностью из ЮНДК-24. Теперь искра стала сильнее и стабильнее, увеличив пусковые характеристики двигателя;
  • в поддоне добавлен ролик, он защищает пусковой трос от повреждений;
Мотор "Привет-25"
Мотор «Привет-25» использовали даже для спорта
  • в карбюраторе были проведены некоторые изменения для предотвращения избыточного количества жидкости в поплавковой камере при движении и расплескивания горючего в случае откидывания мотора;
  • в головках цилиндров стала использоваться улучшенная конструкция и более прочные шестерни;
  • для улучшения качества движения с полной загрузкой и для установки на грузовые суда стал поставляться грузовой винт, его шаг 250 мм.

Конструкция «Привета-22» имела ряд недостатков, которые разработчикам устранить не удалось:

  • в зазоре дейдвуда и поддона присутствует кольцевой зазор, при движении в волнение это провоцирует заливание свечей. Недостаток можно устранить самостоятельно с помощью самодельного резинового уплотнителя. Отлично подойдёт резина с багажника авто;
  • крыльчатка помпы выполнена из капрона, это неплохо, но из-за некачественной подгонки она проворачивалась на валу. Причина в установке крыльчатки со слишком свободным зазором. Мастера самостоятельно дорабатывали крыльчатку с помощью установки шпонки, штифта или пластины из металла. В остальных случаях просто покупается новая запчасть;
  • негерметичное устройство электрической сети и неудачное расположение. Кнопка активации стоп-сигналов и розетка имели уязвимые места и находились в месте частого попадания воды на борт. Впоследствии появлялись проблемы с зажиганием, они усиливались при эксплуатации судна в море. Для устранения риска замыкания стоит удалить стандартный разъём и заменить его другим, только уже под защитным кожухом двигателя;
  • окраска была некачественная, скорее всего, причина в отсутствии слоя грунтовки, так как даже без влияния абразивных веществ краска облазила довольно быстро. Сам материал устойчив к коррозии, но декоративные качества значительно ухудшались.
Характеристики «Привет-22»
Технические характеристики «Привет-22»

Технические характеристики «Привет-22»

Характеристики лодочного мотора «Привет-22» всегда оставались ведущими в отечественном моторостроении, а прекращение выпуска связано с повышением цены горючего и самой конструкции:

  • мощность – 20,5–23,5 л. с.;
  • количество тактов – 2;
  • цилиндров – 2 шт.;
  • объём рабочей камеры – 346 см3;
  • предельное количество оборотов – 5 000 об./мин.;
  • размер цилиндра – 61,75 мм;
  • движение поршня – 58 мм;
  • геометрическое сжатие – 9,5;
  • расход горючего на полном ходу – до 7,6 кг/час;
  • бак для горючего – располагается снаружи, вмещает 22 л;
  • диаметр скоростного и грузового винтов – 235 и 250 мм;
  • шаг винтов – 285 и 250 мм;
  • вес двигателя – 38 кг.

Технические характеристики «Привет-25»

Отличия в конструкции небольшие, но они способствуют улучшению технических характеристик модели:

  • мощность – 25 л. с.;
  • количество тактов – 2;
  • цилиндров – 2 шт.;
Характеристики «Привет-25»
Технические характеристики «Привет-25»
  • объём рабочей камеры – 346 см3;
  • предельное количество оборотов – 6 000 об./мин.;
  • размер цилиндра – 61,75 мм;
  • движение поршня – 58 мм;
  • геометрическое сжатие – 9,5;
  • расход горючего на полном ходу – до 7,6 кг/час;
  • бак для горючего – располагается снаружи, вмещает 22 л;
  • диаметр скоростного и грузового винтов – 235 и 250 мм;
  • шаг винтов – 285 и 250 мм;
  • вес двигателя – 38 кг.

Отзывы владельцев

Алексей:

«Достался мотор в качестве наследства от деда и по сей день работает исправно. Всегда доплываю на нём до нужного места, даже при выходе из строя никогда не приходилось ставать на вёсла. В конструкции практически всё можно причислить к плюсам, недостатки – это ослабленный штифт на винте и большая шумность на полном ходу».

Денис:

«Выбирал между „Привет-22“ и импортным мотором с аналогичной мощностью, мне пошли навстречу и дали попробовать оба. Выбор отдал „Привету“ из-за высокой производительности, быстрого набора скорости и многих других преимуществ при значительно меньшей цене. На высоких оборотах действительно много шума, но на низких и средних – идёт идеально».

Александр:

«Недостатков в конструкции весьма немного. Для меня стало важно – заливание свечи через щель в поддоне, но своими силами удалось устранить недочёт. Раньше были проблемы с запуском без очевидных причин, хотя искра стабильна, а пропуска воздуха не было. Помогла добавка нескольких капель масла с небольшим количеством песка и прогонка мотора на берегу несколько минут».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *