Лодка-прицеп-плавдача Дон

Лодка «Дон» – это судно интересной концепции «плавучая дача». Изготовлением начали заниматься в 1978 году на авиационном заводе им. С. Орджоникидзе. Уже в первый год было выпущено 500 плавдач «Дон». Конструкция пользовалась большим спросом благодаря небольшим размерам, лёгкости транспортировки в качестве прицепа, установке тента-палатки вместо несъёмной жёсткой конструкции. Материал изготовления – дюраль. При совмещении лёгкого материала и беспалубного корпуса, судно вышло лёгким.

Общее описание

Лодка «Дон» отлично приспособлена для перевозки в качестве прицепа. Может фиксироваться ко всем разновидностям малолитражных автомобилей. Активное распространение приобрела в различных отраслях применения. Чаще всего устанавливалась в качестве домика на 4 человека у речных берегов. Несмотря на специфическое предназначение, устройство полностью автономное и может передвигаться посредством мотора на 30 л. с.

Лодка «Дон»
Лодка «Дон» – это судно интересной концепции «плавучая дача»

Уникальной особенностью стала способность выходить на глиссирование. В судне можно нос применять отдельно, это позволяет создавать небольшую моторную лодку с высокими быстроходными характеристиками. Можно выполнять небольшие прогулки, поездки на рыбалку или использовать судно для воднолыжного спорта.

Прицеп-плавдача «Дон» – это одноосная тележка с небольшой массой. В кормовой части присутствуют откидные колёса, которые оснащены дышлом. В качестве крыши используется носовая секция, она опрокидывается так, чтобы дно находилось вверху, а нос направлен в обратную сторону. Для крепления крыши присутствует 2 замка-патефона.

Соединение между секциями выполнено при помощи шарниров. Каждый проём на стенках дачи имеет специальные крышки, которые закрываются на замок. Крышка спереди может сниматься. При эксплуатации в режиме «дачи», крышка может эксплуатироваться вместо столика на берегу или в качестве гидрозащитного листа для корпуса при движении. С задней стороны имеется крышка, куда крепится номер, она может поворачиваться благодаря шарнирам. Чтобы не занимать много места, щиток можно укладывать в подмоторную нишу.

По конструкции дача:

  • выполнена из 2 секций;
  • корпус имеет прямоугольную форму;
  • благодаря глиссирующим катамаранным обводам, судно способно быстро набирать скорость и удерживаться на глиссировании;
  • сверху кокпита может устанавливаться складной тент, с его помощью оборудуется 2 комнаты с площадью 8,5 м2;
Прицеп-плавдача «Дон»
Прицеп-плавдача «Дон» – это одноосная тележка с небольшой массой
  • весь корпус выполнен из цельнометаллических листов дюралюминия Д16;
  • для соединения используются заклёпки;
  • продольный набор отсутствует, а для достижения должной прочности используются продольные реданы;
  • материал усиливается выштампованными гофрами.

В области кормы размещено 2 бортовых мягких дивана. На них можно размещаться на ночлег по 2 человека. При откидывании сидений становятся заметными рундуки и отсек для мотора и топливной ёмкости. Посередине кокпита находится водительское место с сидением, рядом оборудован складной стол. Для крепления стола используются крючки, которые фиксируются к борту и поддерживаются стойкой.

При небольших габаритах в кокпите могут легко разместиться 3 человека. При передвижении с максимальной нагрузкой судно сохраняет остойчивость. По необходимости может использоваться для движения под вёслами.

Чтобы согласовать нелёгкую конструкцию обводов в области носа и плоско-килеватое днище в области кормы, устанавливается специальный гидрощиток. Он выполнен непотопляемым для улучшения водоизмещающих качеств.

Чтобы защитить мотор от попадания воды, на трубу дейдвуда устанавливается брызгоотражатель, который имеет сварную конструкцию и изготавливается из лёгкого металла.

Максимальная мощность мотора составляет 30 л. с., этого достаточно для развития скорости 37 км/ч. Наилучшие показатели движения при полной нагрузке показывает гребной винт с небольшим шагом около 250 мм. Его устанавливают вместе с двигателем на 20 л. с. Циркуляция дачи на полном ходу с мотором на 30 л. с. составляет до 15–17 м.

Лодка Дон
Лодка-прицеп Дон

Достоинством дачи является возможность использования одновременно и на суше, и на воде. Нос отделяется и может эксплуатироваться для развлечения или недлительных путешествий по воде. В разобранном состоянии переносить лодку можно вдвоём. Циркуляция при отсоединении носа составляет 10–12 м. Чтобы снизить влияние дифферента из-за небольших размеров, сзади установлены транцевые плиты.

В конструкции предусмотрены герметичные отсеки общей вместимостью 330 л. Этого достаточно для обеспечения полной непотопляемости судна. Производитель гарантирует, что при затоплении лодка удержится на воде даже при 2-3 пассажирах на борту.

Благодаря использованию хлорвиниловой эмали (XB-16) при подготовке судна к зимовке не требуются дополнительные манипуляции. Уход за конструкцией сводится к периодической очистке корпуса. Для стоянки используются колодки или кранцы.

В комплекте с лодкой присутствует:

  • транспортировочная сумка для хранения ремонтных запчастей;
  • колодки;
  • брызгоотражатели;
  • штыри.

Характеристики лодки-плавдачи «Дон»

Прицеп «Дон» отлично подходит для длительных поездок и отдыха. Особенно полезно для людей, предпочитающих активный отдых, можно легко собрать лодку, установить на буксир и поехать к другому водоёму.

Прицеп Дон
Характеристики лодки-плавдачи «Дон»

Технические характеристики прицепа-лодки «Дон»:

  • максимальная длина:
    1. в состоянии дачи – 5,06 м;
    2. отсоединяемая носовая секция – 3,02 м;
  • габаритная ширина:
    1. в сборе – 1,8 м;
    2. только нос – 1,75 м;
  • предельная высота:
    1. в форме дачи с тентом и без него – 2,02 и 0,7 м;
    2. отдельно нос – 0,62 м.
  • бортовая высота на корме и носу:
    1. в форме дачи – 0,66 м;
    2. отсоединённая носовая часть – 0,5 и 0,59 м;
  • осадка порожнем с подвесным мотором и запасом горючего – 0,21 м;
  • масса конструкции, при условии снятия съёмных элементов:
    1. дача – 147 кг;
    2. только нос – 67 кг;
  • масса порожнем (при снятии двигателя и пустым баком):
    1. дача – 241 кг;
    2. нос – 78 кг;
Лодка "Дон"
Прицеп лодка дача «Дон»
  • полезная грузоподъёмность:
    1. в сборе – 500 кг;
    2. носовой отсек – 225 кг;
  • скорость с минимальной нагрузкой:
    1. собранная конструкция без крыши – 37 км/час;
    2. носовая часть – 42 км/час;
  • скорость при нагрузке 400 кг:
    1. дача – 30 км/час;
    2. только нос – 38 км/час.

Прицеп «Дон» может эксплуатироваться на реках с максимальным расстоянием от берега до 1 км, при условии высоты волны до 30 см. В разобранном состоянии катер «Дон» можно использовать при удалённости от берега до 500 м и волнении до 25 см.

Варианты использования лодки-прицепа «Дон»

При желании можно снять сидения и изъять пайолы, это позволит сделать из прицепа «Дон» обычную телегу, которую можно применять для различных сельскохозяйственных задач. Стоит учитывать, что материал не рассчитан на большие нагрузки, соответственно, можно буксировать порядка 300 кг. Причина не только в корпусе, но и в том, что больший вес может задрать багажник автомобиля. Максимально допустимый вес в отношении автомобиля – 33%. Прицеп может использоваться для любого автомобиля, кроме «Запорожца».

Прицеп-плавдача Дон
Использование лодки-прицепа «Дон»

Колёса имеют независимую подвеску с рычагами. Амортизаторы совмещают пружинный и гидравлический механизмы. Конструкция была позаимствована с мотоциклов «Урал-2» и «М-63». Подвеска придаёт оптимальную устойчивость и мягкое передвижение в процессе буксирования. На колёсах используются шины В-19А. Для нормального передвижения нужно обеспечить давление 1,1–1,5 кгс/см2. При движении на воде стоит поднимать шасси. Если судно будет эксплуатироваться исключительно на воде, нужно полностью снять шасси.

Дышло выполнено по беззазорной методике. В основе используется шаровой тип с Ø50 мм.

В конструкции автоприцепа есть необходимое световое оборудование для передвижения в ночное время: свет над номерным знаком и задние фонари. Для подключения световой системы достаточно использовать провод от сети постоянного тока напряжением 12 В. Для крепления используется штепсельное соединение (ПС-300). Дополнительно в конструкции с обеих сторон имеются отражатели.

Для снижения сопротивления от прицепа и полноценного передвижения автомобиля в конструкции предусмотрено:

  • небольшие размерения;
  • лёгкий вес;
  • расширенная колея;
  • минимальное давление шин;
  • увеличенный клиренс;
  • значительный угол съезда.

Проходимость автоприцепа не накладывает ограничений на места эксплуатации автомобиля. «Дон» может использоваться на всех рельефах и типах дорог.

Лодка Дон
Прицеп палатка лодка Дон

Для сохранения высокого уровня безопасности не стоит развивать скорость более 80 км/ч. На любой скорости прицеп не приводит к рысканию, вилянию. Дополнительно эти качества важны для спуска лодки на воду или при движении по местностям со сложным рельефом.

Развёртывают конструкцию в режим «дача» ещё на суше.

Алгоритм действий:

  • С этой целью открываются крышки на носу и корме, а также фиксирующие замки.
  • Теперь следует повернуть нос с помощью шарниров до момента соприкосновения дна и поверхности земли. Рекомендуется устанавливаться нос только вдвоём, так как нужно удерживать 70-килограммовую секцию от повреждения.
  • Поднять и зафиксировать колёса, они должны быть направлены вверх.
  • Дача поднимается на особые опорные колодки.

Перечисленные действия занимают до 10 минут времени. Если стоянка будет непродолжительной, необязательно опускать колодки, достаточно опереть дачу на колёса и носовой киль.

Альтернативный вариант развёртывания подразумевает съём носового отсека, тогда домик вмещает 2-3 человека и будет иметь всего 1 комнату.

Выполняется следующим образом:

  • Нужно поднять колёса.
  • Опустить корму на колодки для опоры.
  • Снять дышло.
  • Сверху телеги монтируется тент. В такой конструкции может получиться навес, для этого нужно бока поднять и закрепить к опорам из трубок, они снизу фиксируются к земле. В конце для фиксации используют систему растяжек, они находятся в сумке в бортовом рундуке.
  • Под навесом с помощью ножек производится установка гидрощитка, он заменяет кухонный столик.
  • Чтобы было удобнее попадать в салон, рекомендуется под дверью установить входной трап.

Многофункциональная плавдача становится универсальным средством для спокойных рек, так как позволяет удобно проводить длительное время на воде и на суше.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *