Содержание:
Создавая усовершенствованную модификацию шлюпки, разработчики всегда учитывали недостатки базовой модели, а также результаты эксплуатации. Главный акцент ставился на обеспечении безопасности конструкции, повышении ходовых характеристик, долговечности, а также применении современных материалов. Так, более 30 лет назад, на отрадненском судостроительном предприятии была разработана и изготовлена пластмассовая лодка «Пелла фиорд», объединяющая в себе достоинства базовой модели «Пелла». Каковы технические характеристики и особенности усовершенствованной шлюпки?
Лодка «Пелла фиорд» – общее описание
Усовершенствованная лодка «Пелла фиорд» после освоения производства сразу привлекла внимание любителей рыбной ловли, охотников, посетителей прокатных станций, любителей туризма, а также спортсменов, увлекающихся греблей. В обновленной конструкции учтены недостатки предыдущей модификации, которая пользовалась повышенной популярностью у широкой аудитории потребителей.
Постепенно накапливая опыт эксплуатации, владельцы шлюпок использовали их для различных целей:
- водных прогулок;
- семейного отдыха;
- спортивных соревнований по гребле;
- рыбной ловли;
- водного туризма.
Плавательное средство предназначено для использования в спокойных водах водохранилищ, озерах и реках, где максимальная высота волнения не превышает 50 см. В таких условиях обеспечивается безопасность плавания и максимальный уровень комфорта для пассажиров.
При первом взгляде на плавательное средство привлекают внимание следующие моменты:
- удачный подбор ярких цветов. Внешняя поверхность пластмассового корпуса покрашена бирюзовой краской, которая отлично гармонирует с белым цветом внутренней поверхности;
- вытянутая форма корпуса. По сравнению с базовой моделью плавательного средства размер корпуса увеличен в длину на 20 см, при незначительном уменьшении ширины всего на 7 см;
- яхтенная конфигурация обводов. Сразу обращает на себя внимание заостренный профиль носовой части, прямолинейный переход киля к носу (форштевень), а также радиусный подъем днища к корме и носу судна.
Лодка «Пелла фиорд», по сравнению с аналогом, выглядит стремительнее благодаря обводам, которые по форме напоминают яхтенные. При этом заметны конкретные изменения:
- снизилась седлообразность бортовой линии;
- уменьшилась на 5,5 см высота по форштевню;
- снизилась на 1,6 см бортовая высота по миделю.
Благодаря применению специального стеклопластика для изготовления корпуса, он стал значительно легче. В результате уменьшилась осадка судна на 5 см, что немало. Монолитный пластиковый корпус сформирован на базе полиэфирного наполнителя и выполнен шестислойным:
- внешняя и внутренняя поверхность усилена армирующей сеткой из стекловолокна;
- находящиеся между сеткой четыре промежуточных слоя представляют собой стеклоткань.
Конструктора применили ряд оригинальных, на момент разработки, технических решений:
- отказались от стандартного расположения мощного киля, напоминающего плавник вдоль продольной оси корпуса. Киль шлюпки начинается от четвертого шпангоута, постепенно набирая высоту 6–7 см к транцевой части судна;
- убрали продольные гофрированные ребра днища, а также вместо двух отдельных бортовых уступов выполнили цельную отбортовку по периметру борта на уровне ватерлинии.
В результате изменения конфигурации обводов разработчикам удалось ликвидировать недостатки базовой модификации. Они обеспечили:
- легкость движения с помощью весел;
- свободный ход при волнении и с нагрузкой;
- снижение влияния ветровой нагрузки на бортовую часть;
- сбалансированность обводов кормы и носа;
- улучшенный обзор за счет уменьшения кормового уклона при ходе с мотором;
- облегченный подход к береговой черте за счет изменения конструкции киля.
Положительно повлияли на характеристики следующие изменения:
- установка второй пары подуключин позволила выбрать оптимальное положение для гребца, а также осуществлять греблю вдвоем. Это улучшило центровку в зависимости от загрузки шлюпки, а также повысило быстроходность плавательного средства и безопасность движения. Ведь работая веслами вдвоем, легче преодолевать волны и идти против ветра;
- оборудование на носу шлюпки расширенной платформы со специальным люком позволило рационально использовать площадь. Платформа заменила поперечную банку и позволила использовать поверхность не только в качестве сиденья, но также для размещения на ночлег. Емкость внутри платформы можно использовать для багажа или хранения улова;
- замена тяжелого решетчатого настила из древесины на цельный пластмассовый пайол обеспечила дополнительный комфорт, а также уменьшила снаряженную массу плавательного средства. На поверхности пайола выполнены своеобразные углубления. Они позволяют упираться ногами во время гребли, обеспечивая возможность приложения увеличенных усилий к веслам.
Необходимо отметить существенные плюсы, которыми обладает лодка «Пелла фиорд»:
- повышенную статическую остойчивость. При посадке на планширь одного или двух человек, с перемещением центра тяжести в сторону борта, проблематично существенно изменить положение корпуса или раскачать его. Боковая отбортовка при погружении в воду повышает ширину фактической ватерлинии, затрудняя увеличение крена;
- высокую аварийную остойчивость. Этот показатель характеризует способность затопленной водой шлюпки находиться на плаву, удерживая экипаж. Пенопластовые блоки, расположенные в корме и носовой части плавательного средства, обеспечивают непотопляемость даже при заполнении водой пластмассового корпуса;
- усиленную конструкцию крепежных мест для подуключин. С целью предотвращения разрушения посадочных поверхностей в результате постоянной эксплуатации, они дополнительно усилены многослойной стеклотканью. Уключина при этом надежно заформована в корпусе и зафиксирована болтовым соединением;
- высокие ходовые качества. После нескольких взмахов веслами лодка «Пелла фиорд», накапливая энергию, заметно ускоряется, оставляя легкую дорожку на водной глади. Скорость шлюпки с веслами зависит от нагрузки и количества пассажиров и составляет 6–11 км/час. При движении с мотором скорость возрастает до 20 км/час.
Существенных недостатков в конструкции нет, хотя доставляет некоторые неудобства вычерпывание скопившейся дождевой воды в углубленной полости киля. Вода совместно с мусором скапливается в отформованном углублении, что затрудняет поддержание чистоты на борту плавсредства.
Из слабых мест лодочной конструкции также можно отметить:
- возможность повреждения пластикового киля при движении по мелководью;
- недостаточную жесткость транца, который «дышит» с более мощным мотором;
- повышенный уклон корпуса при расположении рулевого на корме;
- отсутствие герметичного люка на емкости носовой платформы.
В целом конструкция моторно-гребного плавсредства довольно удачная. Не зря в свое время данная модель была удостоена высшей категории качества.
Лодка «Пелла фиорд» – характеристики
Рабочие параметры плавсредства следующие:
- максимальная длина составляет 4300 мм;
- ширина в наибольшем сечении равна 1398 мм;
- размер борта по вертикали не превышает 490 мм;
- допустимое количество пассажиров – не более 4 человек;
- предельная грузоподъемность составляет 300 кг;
- вес снаряженной шлюпки не превышает 98 кг.
Обращает на себя внимание недостаточно высокая рекомендуемая мощность навесного двигателя, которая составляет всего 2 л. с. Это связано с конструкцией транцевой части, обладающей недостаточной жесткостью, а также резким возрастанием ходового дифферента.
Лодки «Пелла фиорд» – цена плавсредства
На протяжении более десяти лет серийного производства, начиная с восьмидесятых годов прошлого века, выпускалась лодка «Пелла фиорд». Цена на тот момент составляла 420 рублей. Это была вполне приемлемая стоимость. Несмотря на прошедшие десятилетия, стеклопластиковой корпус лодки сохранил целостность. И сегодня можно встретить хорошо сохранившиеся экземпляры стеклопластиковой шлюпки. Некоторые из них предлагаются сайтами по продаже водной техники. Цены варьируются в зависимости от состояния плавсредства и комплектации.
Лодка «Пелла фиорд» – отзывы владельцев
На протяжении длительного периода было изготовлено более 25 тысяч шлюпок данной модели. Потребителями накоплен огромный опыт эксплуатации плавательного средства, а конструктора предприятия получили возможность максимально учесть пожелания владельцев и внести необходимые изменения.
Отзывы подтверждают повышенные эксплуатационные и ходовые характеристики, которыми обладает лодка «Пелла фиорд»:
- надежность;
- безопасность;
- маневренность;
- управляемость;
- сбалансированность;
- остойчивость.
Из слабых мест конструкции потребители отмечают резко поднятую носовую часть при расположении рулевого на корме и скоростном движении. Ухудшение видимости отрицательно влияет на безопасность и не позволяет двигаться с максимальной скоростью. Приходится переносить багаж ближе к носовой части для стабилизации положения корпуса.
Лодка «Пелла фиорд» производит хорошее впечатление. Оно складывается из множества мелких моментов и удачных технических решений. Не сомневаясь, стеклопластиковую шлюпку можно назвать моторно-гребной. Она обладает высоким потенциалом и, при необходимости, легко может быть переоборудована в небольшой парусник или использоваться в качестве рыболовной лодки.
Эксперт и автор статей на сайте.
Кандидат в мастера спорта, принимал участие в международных гонках на надувных лодках с подвесными моторами.
Охотник и рыбак с 8-летним стажем. Призер чемпионатов России, призер Кубка России и Росохотрыболовсоюза по ловле спиннингом с лодки и на блесну.
Член Ассоциации Росохотрыболовсоюз и Военно-Охотничьего Общества.
У пеллы есть существенный недостаток, который по непонятным причинам не устраняется производителем. Это слабый транец.
Очень симпатичная лодка. Хоть большой навесной двигатель на неё и не поставишь, но зато она манёвренная и практичная.
При всех преимуществах есть у лодки существенный недостаток. Очень хлипкий транец. Быстро растрескивается если плаваешь с полной нагрузкой на моторе.
Одна из самых неудачных моделей . Лодка Скоростная прогулочная исключительно для спокойной воды в закрытых небольших водоемах. Неудачные обводы делают ее валкой и опасной на волне. Бескилевая, рыскает и не поддается управлению если не загружен нос. На маломощном моторе, с одним человеком задирается резко нос вверх И создает в ветер сильную парусность делающую управление сложным, прилагая постоянное усилие, Работать вдвоем на борту, как на Пелле обычной , крайне опасно переворачивается вследствие неудачных обводов на раз. Даже без волны. Бестолковая бескилевая конструкция обеспечивает ей рысканье на одной паре весел .Рыбаки выходящие на лов в залив называют ее стиральным корытом. Даже в метровую волну на большой воде на ней нечего делать. А помощнее мотор способный вытащить ее , просто оторвет жидкую корму. Итог. Лодка очень хорошо подходит для баз отдыха для неторопливых прогулок по прудам и там же в две пары весел, на спокойной воде, гонять наперегонки. или на реках со слабым течением и обязательно в страховочных жилетах. На серьезной открытой воде в Финском заливе,на моей памяти две трагедии, именно на Пеллах фиорд. Так что все хвалебные вирши про нее взяты скорее всего из прудов ЦПКО, Именно для этого она видимо и создавалась, именно там ей и место. Я работаю на Обычных пеллах на сетном лицензионном лове в заливе 20 лет. И не променяю эту лодку ни на какую другую. Пятисильный мотор и два запаса плавучести, в носу и корме, вытаскивают в любую погоду. Но в фиорд я не сяду и не выйду на нем, даже если мне будут предлагать деньги Опыт был, и он отбил охоту навсегда.