Содержание:
Проект катера «Чибис» разрабатывался с целью создания небольшого судна, используемого для спасательных операций на прибрежных участках морей и больших водохранилищах. Созданием катера занимались конструкторы ЦКБ «Восток» и профессиональные спасатели. Производство запущено в 1979 году, а первые образцы появились в 1978 году. В конструкции всё спроектировано с целью оказания первой помощи при катастрофе. Изготавливается из лёгкого металлического сплава.
Общее описание катера «Чибис»
Катер должен был покрывать цели не только спасательных операций, но и быть пригодным для осуществления патрульной службы в прибрежных зонах поблизости спасательных станций.
Забегая наперёд, отметим – катер вышел довольно удачным:
- обладает высокими скоростными характеристиками. Это сделано с целью быстрейшего проведения спасательной операции, так как нормативы дают до 6 минут на выполнение поставленной задачи;
- катер обладает высокой манёвренностью для поиска пострадавших при любом волнении;
- удобен для выполнения оперативных задач во время дежурства;
- обладает широким кокпитом и специальным оборудованием – специфика спасательных мероприятий. Большая часть всей аппаратуры размещается вдоль бортов, здесь высвобождено место за счёт устранения зашивки изнутри.
В конструкции катера «Чибис» имеется дистанционное управление работой двигателя. Изначально приходится привыкать к нему, так как управление отличается тем, что располагается по левую сторону. Эта модель имеет специальную доску посредине корпуса, которая может убираться при отсутствии необходимости. Её основная задача заключается в расположении пострадавшего. Для расширения места на кокпите доску лучше снимать, так как эффективную врачебную помощь оказывают уже при достижении берега. Реанимационных приборов на борту не предусмотрено.
Конструкция катера имеет остроскулые обводы, которые обладают наклонённым форштевнем и транцем. В основе корпуса используется сплав алюминия и магния. Для соединения секций используется сварка. Корпус обладает поперечным набором.
В отношении компоновки всё довольно традиционно – 2 переборки, разделяющие судно на несколько отсеков:
- носовая часть;
- кокпит;
- моторная ниша.
Даже в случае затопления носа катер останется над уровнем воды.
В процессе разработки должное внимание удалялось удобству расположения кокпита и отсека для установки мотора. Размеры кокпита подбирались с целью создания приемлемых условий для подготовки и выполнения операций по спасению пострадавших, а также для оказания первой помощи и принятия реанимационных мер.
Для достижения перечисленных целей в конструкции кокпита предусмотрен рундук, дополнительно он вмещает доску для расположения пострадавшего и сидения для медработника с откидным типом фиксации. Поблизости сидения имеется аппаратура и аптечка. Для других членов экипажа оборудованы 4 сидения.
Сидения, расположенные на корме, скрывают от вида 2 акваланга, которые служат для спасателей-матросов. С той же целью в рундуке имеется 2 гидрокомбинезона и остальное необходимое водолазное снаряжение. Благодаря выбранному расположению, удаётся обеспечить быстрейшее одевание экипировки.
В кокпите имеется:
- 2 якоря, они имеют традиционные концы;
- трап складного типа;
- различное снабжение для шкипера и аварийно-спасательных целей;
- 2 огнетушителя;
- насос для откачки воды ручного типа.
В кокпите имеется пульт управления, в нём присутствуют:
- рулевая машинка;
- рычаг для переключения на реверсивный ход;
- рукоятка для контролирования оборотов мотора;
- средства для обеспечения связи с внешним миром: мегафон, радиостанция, флаги, ракетница;
- съёмный тип тента.
Носовая область кокпита имеет защитное стекло, предотвращающее попадание брызг и ветра. Основная стойка стекла выполняет функцию основания для мачты. В корме под сидениями пассажиров установлены ёмкости для хранения топлива.
Двигатель работает на бензине, модель мотора – М8ЧСПУ100-1.
Ниша для мотора позволяет открыть доступ к устройству и сопряжённым системам, а также к аккумулятору и электрическому оборудованию. Для закрытия отсека используется откидной люк, он имеет специальный фиксатор. Вентиляционная система работает естественным методом, специальный вентилятор не используется, имеются только решётки для тока воздуха.
Помимо мотора, в нише устанавливаются:
- аккумулятор;
- электрическое оборудование для обеспечения электроэнергией всего катера;
- кошма противопожарного типа, укладывается в футляр;
- рулевые механизмы, состоящие из: штуртроса, машинки руля и рулевого баллера. Штурвал может наклоняться максимально на 35°;
- сигнал звукового типа;
- румпель для ремонта;
- сумка для хранения инструментария и запасных компонентов лодки.
По периметру корпуса устанавливаются сигнальные огоньки, которые расположены на палубе, стойках козырька для защиты от ветра и мачте. Вдоль бортов присутствует леер спасательного характера с соответствующей надписью: «Спасательный». Окраска корпуса выполнена в хорошо отличимый цвет – преимущественно оранжевый, а в носовой части присутствует эмблема службы спасателей. Ресурс катера рассчитан на 15 лет эксплуатации.
В корме и на носу имеются рым-утки, они обеспечивают качественную швартовку катера и позволяют фиксировать судно при подъёме из воды.
Технические характеристики катера «Чибис»
Перед вынесением рекомендации в отношении массовой постройки катера были проведены испытания судна в заводских условиях. Отдельно выполнялись тесты государственного органа. Результаты оказались положительными.
Технические характеристики катера «Чибис»:
- длина по габаритам – 7 м;
- наибольшие показатели ширины – 2,2 м;
- высотность борта в области миделя – 1 м;
- максимальная осадка при полной нагрузке – 0,3 м;
- предельное водоизмещение – 2,3 т;
- количество пассажиров;
- наибольшая мощность мотора – 100 л. с.;
- длительность автономного плавания – 2,8 ч.;
- скорость на полном ходу с максимальной нагрузкой – 43 км/час;
- тип корпуса – алюминиево-магниевый сплав;
- метод сборки – сварной.
Вес катера «Чибис» с полным оборудованием составляет 1,5 т.
Какая цена
Стоимость судна в значительной мере зависит от года выпуска, ухоженности конструкции и состояния двигателя. Сегодня довольно много предложений по покупке катера, стоимость колеблется от $2,5 до 4,5 тысяч.
Отзывы владельцев
В эксплуатации у населения катер появился относительно недавно, когда началась активная распродажа спасательных суден, зато сами спасатели долгое время использовали «Чибис», они часто делятся впечатлениями от использования.
Александр:
«Представилась возможность купить катер „Чибис“ на спасательной станции по невысокой стоимости. Переделал конструкцию для походных целей, теперь в ней есть небольшая рубка-укрытие, открытая часть кокпита и более приятные сидения. Дополнительно пришлось заменить двигатель. Оптимально подходит для дальних путешествий и прогулок с аквалангами».
Владислав:
«Катер отличный, для своей цены найти лучше будет невозможно. 10 лет назад работал спасателем, и нередко проходили обучения на нём. Понравилась высокая скорость движения, вместительный кокпит с оборудованием (если его убрать, места будет ещё больше), прочный материал корпуса. Ходовые качества оптимально подходят для моря при умеренном волнении».
Дмитрий:
«Хороший вариант катера с множеством преимуществ, но есть существенный недостаток – высокий расход топлива. Вместимость цистерн порядка 100 л, а на 100 км расход 40 л. Без дозаправки с полным баком можно пройти всего чуть больше 200 км. Высокая стоимость использования из-за топлива и привела к необходимости распродавать катера на спасательных станциях».
Эксперт и автор статей на сайте.
Кандидат в мастера спорта, принимал участие в международных гонках на надувных лодках с подвесными моторами.
Охотник и рыбак с 8-летним стажем. Призер чемпионатов России, призер Кубка России и Росохотрыболовсоюза по ловле спиннингом с лодки и на блесну.
Член Ассоциации Росохотрыболовсоюз и Военно-Охотничьего Общества.
Винт гребной для катера Чибис
14100-427-002
d – 380
H – 480
Вращение Левое
ГОСТ 8054-72
N – 581
Новый. Приморск.