Содержание:
Катер «Невка» – это передовая разработка своего времени, которая создавалась в Ленинграде. Первые опытные образцы были сконструированы в 1968–1969 годах, они проходили испытания на полуострове Крым. Тогда отдыхающие могли опробовать впервые эти модели с большой вместимостью в 14 человек экипажа. Особенностью катера является наличие подводных крыльев.
Общее описание катера «Невка»
Ключевая задача, стоящая перед конструкторами, – создание катера, который будет иметь высокие качества быстроходности и оптимальные мореходные способности. Он предназначается для использования в прибрежных участках морей.
Катера выполняются с открытым кокпитом и местом расположения капитана. Спереди пассажирской части судна имеется пост управления. В конструкции предусмотрена установка съёмного тента мягкого типа. Весь корпус изготавливается из особого гидрофобно-адгезионного стеклопластика. В основе конструкции лежит стеклоткань модели АСТТ(б)-С2-О. В качестве клеящего раствора применяются полиэфирные смолы – ПН-3.
Для обеспечения непотопляемости посередине катера, в области салона, установлена неразборная конструкция. Она состоит из 2 слоёв стеклопластика и посередине используется пенопласт. Производителем гарантируется непотопляемость при заполнении водой двух любых отсеков.
Для увеличения прочности конструкции используется обшивка с фиксацией на шпангоутах, выполненных из профиля. Дополнительная прочность достигается за счёт использования продольных зигов, выклеенных вместе с обшивкой. Они же заменяют функции реданов.
На дне имеется 2 стрингера, постепенно переходящие от транца к переборке в области форпика. Эта конструкция используется для фиксации двигателя, а также редуктора от угловой колонки.
Конструкция корпуса подразумевает сборной тип из предварительно приготовленных секций. Весь катер «Невка» на подводных крыльях состоит из нескольких секций:
- наружная часть корпуса – она производится в матрице;
- палуба, поставляющаяся в цельном виде с ветровым стеклом, салонными комингсами, ахтерпиком и вентиляционными отверстиями для отсека, куда устанавливается мотор;
- внутренняя часть корпуса.
В основе корпуса используются обводы, позволяющие быстро выходить на крылья. Обводы имеют 2 поперечных и ряд продольных типов реданов. Они предотвращают заливание воды внутрь салона и снижают силу нагрузки при передвижении в состоянии волнения независимо от скорости. Исследования позволили выяснить, что боковые и лобовые волны до 4 баллов могут хорошо переноситься без зарывания. Для изменения обводов использовался буксируемый вариант и поездки под мотором.
Конструкция имеет 4 крыла, изготавливающиеся из алюминиево-магниевого сплава. Для увеличения прочности делаются сплошными, кроме кронштейнов по бокам – они полые. Плоскость днища и борта выполняют функцию стабилизаторов для крыльев в носовой части лодки. Угол расположения имеет переменный тип, для достижения этого результата используется метод технологической закрутки.
Главная плоскость при передвижении на высокой скорости обладает небольшими углами атаки, они значительно ниже, чем у стабилизаторов. Несущие участки крыльев в корме не обладают технологией закрутки и монтируются с постоянным углом входа в воду, равным 0. Для перехода катера на крылья потребуется до 30 секунд. Если вместо регламентированных 14 увеличить количество пассажиров до 20 человек, катер все равно быстро переходит на крылья и двигается с минимальным снижением скорости.
Комментарии о катере «Невка» со стороны разработчиков высказывали опасения, что пластикового корпуса окажется недостаточно для придания необходимой жёсткости. Предполагалась вероятность изменения углов движения у крыльев при эксплуатации в волнение, что может привести к недопустимым изменениям и нарушениям устойчивости конструкции. Были и другие опасения, но при 2-летней последующей эксплуатации все они не подтвердились. Для обеспечения защиты крыльев на причалах используются кринолины – это простая и эффективная конструкция.
Известно, что катер «Невка» может нормально эксплуатироваться при волнении до 3 баллов или при высоте волн до 1 м. При таком движении не ощущается ухудшения ходовых качеств и комфорта для пассажиров. При большем волнении могут наступать срывы крыла на носу, сопровождающиеся ударами. При движении лагом удары не отмечаются.
Манёвренность конструкция имеет удовлетворительные показатели, так циркуляция не выходит за пределы 9–10 показателей длины корпуса. Крен при движении судна не наблюдается. При переходе в режим плавания диаметр составляет 3–4 длины.
«Невка» стала первой моделью небольшого катера с крыльями, на котором использован дизельный двигатель. Благодаря такому изменению значительно понизились риски возгорания, увеличилась безопасность, экономичность и долговечность конструкции. Для оценки расхода стоит сравнить показатели дизеля – 170 г/л. с. и бензина – 250 г/л. с.
В конструкции предусмотрено V-образное расположение цилиндров, которых всего 6 шт. Используется 4-тактный мотор судового типа – ЗД20. Двигатель может развивать 2200 об./мин. при показателях мощности в 235 л. с. Вес мотора составляет 620 кг.
Для передачи крутящего момента используется гребной винт, он задействует угловую колонку (Z-образный метод), которая состоит из 2 редукторов. Для обеспечения передачи вращающегося момента от редуктора сверху к нижнему, используются 2 вала с вертикальным расположением. Редуктор снизу помещается в гондолу с повышенной обтекаемостью корпуса, который зафиксирован на стойке, выступающей опорой для крыла на корме. Угловая колонка позволила с минимальными габаритами и шумом устроить все элементы в салоне.
Катер «Невка» использует электрогидравлическую систему для управления работой мотора и направлением судна. Для воздействия на работу двигателя достаточно воспользоваться единственной рукояткой, находящейся ниже штурвала. Система отличается удобством и высокой стоимостью.
В отсеке для установки мотора установлена система углекислого тушения огня, активировать которую водитель может прямо со своего места. Дополнительно в конструкции предусмотрена функция осушения отсеков в случае затопления.
По всему катеру распределена электрическая сеть с напряжением 24 В, она разделена на 2 ветки. Электроэнергия поступает от генератора с номинальной мощностью в 1 кВт, он навешивается на основной двигатель. Для запуска катера используется 2 аккумулятора с напряжением по 12 В.
Технические характеристики катера «Невка»
Катер обладает хорошими ходовыми качествами благодаря техническим параметрам:
- наибольшие размеры длины – 10,9 м;
- ширина размерений корпуса – 2,7 м;
- ширина по габаритам вместе с крыльями – 4 м;
- бортовая высота в области миделя – 1,25 м;
- максимальная габаритная осадка при статическом положении – 1,7 м;
- осадка при движении – 0,9 м;
- полезная грузоподъёмность – 5 т;
- полное водоизмещение – 6 т;
- количество пассажиров – 14 человек;
- тип двигателя – дизель;
- марка мотора – ЗД20;
- мощность – 235 л. с.;
- скорость на полном ходу – 30 уз.;
- корпус – стеклопластик.
В сети присутствует несколько фото прокаченного катера «Невка», который обладает улучшенным комфортом для пассажиров, усиленным корпусом, нередко он также комплектуется и более мощным мотором.
Какая цена
При поиске катеров «Невка» основным условием является состояние конструкции. При необходимости вложений можно купить судно по цене $7–8 тыс., в пригодном для плавания состоянии можно приобрести катер за $10–12 тысяч.
Отзывы владельцев
После проведения многочисленных тестов, конструкторы были удостоены медалей, и судно стало рекомендованным для применения в народе, соответственно, отзывы преимущественно позитивные.
Аркадий:
«Долго сомневался на счёт приобретения „Невки“, но удалить сомнения помог тест судна. Когда впервые выходили на воду, были волны 0,75 м, и это абсолютно не ощущалось, катер идёт плавно, не падает. Наступление ударов почувствовал годом после, но тогда волны достигали 1,5 м. Для своих лет судно точно было одним из лучших, но и сегодня его покупка вполне оправдана».
Григорий:
«Купил „Невку“ под ремонт, так как стоимость за такой катер сильно привлекла. В результате купил за $5 000, вложил ещё $2 500, но притом, что корпус был цельным, а двигатель законсервирован. Сейчас лодка даёт фору даже более дорогостоящим моделям – как по скорости движения, так и по устойчивости при различных погодных условиях».
Роман:
«Мы владеем катером уже порядка 20 лет, из них 10 лет стоял без надобности. Для восстановления потратил немного сил и денег, теперь судно снова на ходу, а корпус ничуть не повредился, хотя катер хранился на улице. Потребовалась переборка двигателя и косметические работы над корпусом. Сейчас отлично летает на крыльях».
Эксперт и автор статей на сайте.
Кандидат в мастера спорта, принимал участие в международных гонках на надувных лодках с подвесными моторами.
Охотник и рыбак с 8-летним стажем. Призер чемпионатов России, призер Кубка России и Росохотрыболовсоюза по ловле спиннингом с лодки и на блесну.
Член Ассоциации Росохотрыболовсоюз и Военно-Охотничьего Общества.