Содержание:
Интерес к экстремальным водным соревнованиям, к которым относится увлекательный и красивый воднолыжный спорт, всегда был достаточно высоким. Изменялась конструкция водных лыж, росли скорости, и в восьмидесятых годах прошлого века возникла необходимость в мощном и быстром катере, предназначенном для буксировки спортсменов. Именно в это время разработан катер «Борей», который развивал скорость более 60 км/ч. Его изготавливало из стеклопластика Ленинградское экспериментальное предприятие, специализировавшееся на выпуске плавательных средств для спортивных целей.
Катер «Борей» – общие сведения
Моторный катер со стеклопластиковым корпусом представляет собой специализированное судно. Основным назначением катера являлось буксирование воднолыжников в процессе тренировок, а также во время различных соревнований. На этом сфера их применения не ограничивалась. Такие катера, имеющие мощный двигатель, использовались в речной милиции и службе рыбнадзора.
При разработке моторной лодки учитывались эргономические требования и обращалось внимание на внешний вид. Рядом с водительским местом имеется посадочное место для тренера или судьи, которые принимают участие в тренировках или соревнованиях. Отличная обзорность акваторий облегчает их работу.
Контроль за буксируемым спортсменом осуществляет водитель судна, используя зеркало. Находящиеся на панели приборы предоставляют информацию о скоростном режиме катера.
Для комплектации плавательного средства использовались различные моторы стационарного типа, отличающиеся мощностью. Главная задача катера – поддержание стабильной для буксировки спортсмена скорости, минимальный порог которой составлял 58 км/ч. Такой скоростной режим в то время поддерживать могли немногие катера.
Катер «Борей» – технические характеристики
Рабочие параметры спортивного катера:
- наибольший размер от носовой части до кормы составляет 5,45 м;
- ширина корпуса в наибольшем сечении не превышает 2,1 м;
- высота борта в мидельной части достигает 0,79 м;
- водоизмещение порожнего катера не более 920 кг;
- водоизмещение загруженного плавсредства – 1300 кг;
- осадка загруженного судна не превышает 0,3 м;
- количество пассажиров на борту – 2 чел.
Плавательное средство комплектовалось стационарными моторами, мощность которых варьировалась от 100 до 320 л. с. Запас мощности был необходим – сказывался увеличенный вес катера «Борей», оснащенного тяжелым и мощным двигателем. Ведь масса одного из вариантов мотора, маркировавшегося М8ЧСПУ-100, достигала порядка 300 кг.
При движении на максимальной скорости двигатель за один час потребляет порядка 25 л топлива.
Конструктивные особенности корпуса
Для корпуса катера характерны стремительные обводы с острыми скулами. Килеватость корпуса в мидельной части достигает 15 градусов, а ближе к транцу не превышает 8 градусов. Ширина постепенно уменьшается вдоль скул в сторону кормы. Свойственные спортивным катерам того времени очертания имеет катер «Борей». Фото позволяют в этом убедиться.
Корпус судна сборный. Главными элементами лодочного корпуса являются:
- внешняя обшивка толщиной 5 мм. Семислойный корпус образован одним слоем стеклосетки, тремя прослойками стеклосатина и трехслойным жгутовым материалом;
- палубная часть выполнена из трехслойного сатинового материала, двух прослоек стеклорогожи и стеклосетки. Суммарная толщина шестислойной палубы достигает 4 мм
- коробчатый стрингер. Для изготовления днищевого стрингера использовался шестислойный стеклопластик на полиэфирной основе. Стрингер обладает повышенным запасом прочности.
Стрингер выполняет ряд серьезных функций:
- обеспечивает жесткость днища катера;
- является основой для установки мотора;
- позволяет закрепить топливный бак;
- формирует место для аккумуляторной батареи.
На корпусе катера имеются рымы, расположенные на корме судна и форштевне. Они облегчают спуск плавательного средства на воду и подъем катера, а также используются при швартовке. Предусмотрена возможность отдачи фала для буксировки в автоматическом режиме. На катере имеется уходящий за борт трап, облегчающий подъем водных лыжников на судно.
Моторный отсек, в котором установлен двигатель, расположен под капотом в мидельной части судна. На палубе имеется воздухозаборный канал, благодаря которому хорошо вентилируется моторное пространство. Выход трубы, отводящей от двигателя выхлопные газы, находится под водой. В корпусе судна имеется топливный бак, объем которого позволяет вместить 90 л бензина. Заливочная горловина размещена на корме судна в специальной полости и соединена с баком с помощью резинового шланга.
Устройство кокпита
В планировке кокпита использовано оригинальное решение – имеется возможность выполнять центровку катера, буксирующего спортсмена, с учетом расположения рулевого и членов экипажа, а также их массы. Для этого посадочное место водителя, выполненное в виде удобного кресла, может смещаться в нужную сторону. В левой части кокпита имеется диван для двух пассажиров, наблюдающих за тренировками и выступлениями спортсменов.
Лобовое стекло имеет увеличенную высоту, по сравнению с другими катерами. Это обеспечивает более комфортные условия для водителя и членов экипажа, которым длительное время приходится находиться на борту.
Катер «Борей» – отзывы владельцев
Несмотря на то, что со времени изготовления спортивного судна прошло почти 40 лет, сегодня на различных водоемах встречаются неплохо сохранившиеся экземпляры. Это еще раз подтверждает долговечность и прочность, которыми обладает катер «Борей». Отзывы владельцев свидетельствуют, что для своего времени это был довольно быстроходный и маневренный катер. Однако сегодня эксплуатировать плавательное средство с неуемным «аппетитом», потребляющее ежечасно до 25 л бензина, довольно накладно. Современные лодочные моторы более экономичны.
Эксперт и автор статей на сайте.
Кандидат в мастера спорта, принимал участие в международных гонках на надувных лодках с подвесными моторами.
Охотник и рыбак с 8-летним стажем. Призер чемпионатов России, призер Кубка России и Росохотрыболовсоюза по ловле спиннингом с лодки и на блесну.
Член Ассоциации Росохотрыболовсоюз и Военно-Охотничьего Общества.