Содержание:
Малогабаритные моторные катера недорогой ценовой категории всегда привлекали внимание потребителей. Учитывая пожелания заказчиков, в семидесятых годах прошлого столетия конструкторами была разработана глиссирующая лодка «Неман». Она сразу завоевала симпатии благодаря отличным ходовым характеристикам, стремительным очертаниям, а также антикоррозионной стойкости корпуса, изготовленного из алюминиевого сплава. Разработчики постарались создать комфортабельную и безопасную шлюпку с высокими эксплуатационными качествами. Рассмотрим ее детально.
Алюминиевая лодка «Неман» – общее описание
В модельную линейку недорогих глиссирующих мотолодок, отличающихся компактными размерами, входят следующие модификации:
- моторная лодка «Неман». Внешне ее легко отличить по остроскулой конфигурации, уменьшенной килеватости, а также по бортовым стреловидным поплавкам – булям, обеспечивающим повышенную остойчивость при движении с подвесным двигателем мощностью до 15 кВт (20 л. с.);
- лодка «Неман 2». Она представляет собой усовершенствованную модификацию базовой модели. При незначительном увеличении длины на 22 см и ширины на 10 см разработчикам удалось значительно повысить уровень комфортабельности и придать корпусу более современные и спортивные очертания.
Обе модели плавательного средства могут безопасно эксплуатироваться на следующих водоемах:
- реках с быстрым и спокойным течением;
- озерах и водохранилищах.
На вопрос, может ли эксплуатироваться в морской воде лодка «Неман», производитель отвечает утвердительно. Однако имеются определенные нюансы:
- базовая модификация отличается низкими мореходными характеристиками. И хотя изготовитель регламентирует возможность удаления мотолодки на расстояние до одного километра от берега (при волнении до 25 см), ее проблематично использовать на открытых водоемах. Низкая высота борта в носовой части, уменьшенная ширина и малый угол килеватости вызывают опрокидывание, а также зарывание шлюпки в волны со значительными ударными перегрузками;
- характеристики лодки «Неман 2» улучшились в результате модернизации. Плавательное средство обеспечивает безопасность движения при выходе на глиссирующий режим в тихих водах, а также при встречном и боковом морском волнении, не превышающем 50 см. Скорость движения мотолодки при этом не снижается, а ударные нагрузки легко воспринимаются корпусом судна. Пассажиры при этом чувствуют себя дискомфортно.
Алюминиевая лодка «Неман 2», аналогично предыдущей модели, предназначена для следующих целей:
- водных прогулок;
- рыболовства;
- туристических плаваний;
- перевозки пассажиров;
- доставки грузов.
Корпуса обеих модификаций изготовлены из устойчивого к коррозионным процессам алюминиевого сплава, содержащего магний, и маркируемого АМг5м. Он достаточно пластичен и обладает необходимым запасом прочности. Технология сборки предусматривает использование штампованных заготовок толщиной 1,5-2 мм, которым придают необходимую форму путем прессования. Несмотря на одинаковый материал, имеются различия в технологии сборки:
- корпус базовой модели собран на основе поперечной схемы набора. Она включает 7 флоров, которые сваркой соединены с обшивкой. Крепление элементов произведено с помощью аргоновой сварки, выполняемой вручную. Для кормовой части бортов и формовки днища используется одна штампованная заготовка. Функции ребер жесткости выполняют продольно расположенные гофры на поверхности днища;
- моторная лодка «Неман 2» имеет корпус, собранный по принципу смешанного набора элементов днища. Это позволило предотвратить значительные деформации и избежать напряжений, возникающих при ручной сварке непрерывным швом. Используется автоматизированная контактная сварка для соединения с обшивкой продольных связей, на которые опираются 6 флоров. При этом нет необходимости приваривать скулы, которые штампуются на бортовых заготовках.
Первая модель имеет характерную глиссирующую планировку со стремительным профилем и запалубленной носовой частью. Элементы конструкции:
- цельносварной корпус. Он состоит из штампованной обшивки, прикрепленной к поперечным ребрам жесткости;
- жесткие сиденья в количестве двух штук. Обеспечивают возможность размещения на борту четырех человек;
- вместительные емкости. Они расположены под крышкой сиденья и предназначены для перевозки багажа;
- багажник в кормовой части. Объем пространства позволяет разместить два бака для топлива;
- лобовое стекло. Надежно защищает рулевого и пассажиров от встречного ветра и водяных брызг;
- блоки плавучести. Расположены вдоль бортовой части под планширем, а также в носовой и кормовой части;
- транец с подмоторной нишей. Конструкция предотвращает возможность заливания воды в кокпит с кормовой части.
Корпус предусматривает возможность крепления штурвала, а также системы дистанционного управления двигателем.
В комплект поставки каждой из двух модификаций входят:
- дюралевые весла с уключинами;
- съемные деревянные настилы (пайолы);
- черпак;
- спасательный линь.
Достоинства базовой модели:
- уменьшенная масса;
- коррозионная стойкость корпуса;
- компактность;
- остойчивость;
- ходовые качества.
Однако имеются слабые стороны:
- низкая мореходность;
- недостаточная безопасность.
Недостатки конструкции были устранены при разработке следующей модификации. Лодка «Неман» 2 превосходит базовый вариант мотолодки по следующим показателям:
- степени комфорта;
- габаритам;
- уровню безопасности;
- конструкции корпуса;
- приемистости;
- внешнему виду;
- мореходности.
Мотошлюпка представляет многофункциональное глиссирующее плавсредство для прогулок и туризма, позволяющее перевозить четырех пассажиров. Небольшие габариты и оригинальная форма обводов позволяют выходить на глиссирующий режим с двигателем мощностью 10 кВт (14 лошадиных сил).
Заслуживает внимания спортивный стиль со стремительными очертаниями, а также следующие компоновочные решения:
- вместительный кокпит открытого типа с габаритами 1250х1800 мм. Тент на лодку «Неман 2» производитель не поставляет, но при желании его несложно изготовить самому или использовать тент от другой модели;
- боковые ограждения кокпита. Они выполнены в виде фальшборта увеличенной высоты, называются комингсами. Плоскость фальшборта плавно сопрягается с выгнутым лобовым стеклом.
Такое конструктивное решение обладает рядом достоинств. Оно позволило:
- повысить полезный объем кокпита;
- отказаться от потопчин в бортовой части;
- обеспечить повышенный уровень безопасности;
- увеличить бортовую высоту на миделе на 20 см;
- придать мотолодке современные очертания.
Конфигурация обводов отличает корпус модернизированной шлюпки:
- обращает на себя внимание остроскулый разворот поверхности днища;
- килеватость на транце составляет 80°, а по миделю – в два раза больше;
- вместо продольных реданов, выполнена отбортовка для рассекания потока воды;
- отсутствуют стреловидные поплавки в кормовой части;
- стыковой участок продольного ребра жесткости выпущен за днище.
Разобравшись с конструктивными особенностями, рассмотрим, какие имеют моторные лодки «Неман» характеристики.
Лодки «Неман 1» – технические характеристики
Первая модель имеет следующие параметры:
- длина составляет 3580 мм;
- ширина равна 1300 мм;
- габарит по стреловидным поплавкам не превышает 1400 мм;
- бортовая высота на миделе – 550 мм;
- килеватость транцевой части – не более 2°;
- снаряженный вес – 110 кг;
- грузоподъемность – до 300 кг;
- вместительность – 4 пассажира;
- предельная мощность двигателя – 20 л. с.
Скорость с двигателем 14,7 кВт (20 л. с.) при полной загрузке составляет 34 км/час, а максимально возможная – 40 км/ч.
Лодки «Неман» 2 – технические характеристики
Рабочие параметры второй модификации следующие:
- максимальный размер вдоль продольной оси равен 3800 мм;
- ширина в наибольшем сечении составляет 1400 мм;
- высота борта в средней части не превышает 750 мм;
- угол килеватости в зоне транца – до 8°;
- полная масса с оборудованием – 130 кг;
- предельный вес груза – 350 кг;
- количество пассажиров – 4 человека;
- рекомендуемая мощность мотора – 30 л. с.
Судно с двигателем 22 кВт (30 л. с.) с загрузкой способно развить скорость 37,9 км/ч. Максимально возможная скорость составляет 43,2 км/ч.
Цена лодки «Неман 2» и базовой модели
После поступления в торговую сеть, в конце 1979 года, вторую модификацию глиссирующей шлюпки можно было приобрести по утвержденной цене 450 руб. На момент изготовления базовая модель стоила незначительно дешевле. На порталах по продаже водной техники сегодня можно найти достойные экземпляры мотолодки, которые сохранены владельцами и находятся в отличном состоянии. Как и на всякий раритет, цена на них не будет дешевой.
Лодка «Неман 1» и лодка «Неман 2» – отзывы владельцев
За десятки лет активной эксплуатации технические параметры и рабочие характеристики мотолодок проверены в различных условиях. Положительные отзывы, предоставленные владельцами плавательных средств, основаны на опыте использования глиссирующих шлюпок. Люди разных возрастов и профессий, увлекающиеся рыбалкой и водным туризмом, отмечают главные преимущества:
- коррозионную стойкость корпуса;
- компактные габариты;
- ходовые характеристики;
- надежность.
После удачно выполненной реставрации катер сложно отличить от новой модели. Стремительные очертания мотошлюпки не потеряли актуальность и в настоящее время. Ей по-прежнему отдают предпочтение любители компактных и быстрых мотолодок.
Эксперт и автор статей на сайте.
Кандидат в мастера спорта, принимал участие в международных гонках на надувных лодках с подвесными моторами.
Охотник и рыбак с 8-летним стажем. Призер чемпионатов России, призер Кубка России и Росохотрыболовсоюза по ловле спиннингом с лодки и на блесну.
Член Ассоциации Росохотрыболовсоюз и Военно-Охотничьего Общества.
Всем привет. Пользовался лодкой ПВХ, но захотелось катерок. Долго изучал вопрос и выбор пал на не требующий регистрации в гимс Неман 1. Мотор у меня яма 9.9(15), поэтому вводные данные были именно под “не регистрируемое маломерное судно”. Надо признаться долго искал себе подарок и наконец нашёл. 350 км от дома и…. Практически в первозданном виде Неман 1. Обожаю эту лодку. За всё. Размер. Материал. Скоростные характеристики. Качество сборки. Никаких клепок. Люблю её и дорожу. Не обошлось без переделок. 1- танец. Под современный мотор транец нужно поднимать. 2. Лобовое стекло. Проблем нет. Купил алюминиевую трубу, согнул, сварил и посадил монолитный поликарбонат на клепки. Цена вопроса 2 тыс.
На этом всё. Всем добра.
Сосед как-то катал меня на своем Немане. Лодка вполне даже ничего, мне все понравилось. Но это было на мелководной сельской речке, практически озере. А вот владелец рассказывал, что для моря, хоть и при берегу, она не катит. Маленькая по габаритам, сильно скачет по волнам и заливается. Ну это для тех, кто хочет выходить на ней в море.
А я всеми руками за Неман-1. Главное, грамотно переделать под себя. Второй кораблик требует мощного движка за счет киля. А с первым все гораздо проще, для заявленных 15 л. с. – самое оно
Очень удобная лодка. Алюминиевый сплав хоть и сделал лодку лёгкой, но
её грузоподъёмность не сильно отличается от грузоподъёмности других лодок из серии <>. И это огромный плюс, так как иногда необходимо <> куда-то доставить
груз.
Прикольная лодочка, и на вид, и по характеристикам. Планирую себе такую взять. Но мощность по инструкции до 30 л. с., а по мне как-то маловато. Хотелось бы хотя бы 40-50, чтобы хорошо выходила на глисс с несколькими пассажирами. Поделитесь опытом или знаниями, какой мотор к ней можно присоседить?
Тимур, сосед, видимо, имел ввиду Неман-1. Он действительно мал и, мягко говоря, опасен. Неман-2 немного другой конструкции, поэтому с ним такие неприятности исключены. Во всяком случае, я никогда не переворачивался и не наблюдал такой картины. Хотя у нас в деревне у каждого второго в гараже именно Неман стоит.
Неман-2 – хорошая моторная лодка в своем классе, гораздо лучше первой модификации. Для 1-2 человек вполне подходит, с 3-м пассажиром уже будет проблематично выйти на глисс. Легкое управление, при повороте не сносит. Для любителей весел есть специальные крепления. Так что, в принципе, достаточно неплохой вариант для тихой рыбалки на речке. Мне, во всяком случае, нравится.
Алексей, чтобы использовать движок больше 25 лошадок, придется немного потрудится. Мой совет – сразу усиливайте транец до 60 сил. После этого можно поставить, например, Хонду 50-ку. Но учитывайте, что несмотря на хорошие ходовые качества, лодочка небольшая. Если выводить на большой водоем, может быть немного некомфортно из-за низкого борта. Короче, не переборщите с желаниями.
Я имею “Неман 1”. Эта лодка очень легко входит в глиссирование, вследствие такого мощного двигателя и такой формы.Так как моя лодка сделана из сплавов алюминия, она ещё легче остальных лодок и поэтому все вышеперечисленные характеристики на высшем уровне.
Лодка “Неман 2” настолько хороша, что даже максимально возможная скорость 12 м/с.
Если рассматривать лодки “Неман 2” и “Неман 1”, предлагаю брать первую, так как разница в мощности аж 10 л.с, хоть перевес всего на 20 кг.
Хочу купить Неман-2 для рыбалки, но что-то толковых отзывов не могу о лодке найти. Может у кого есть в эксплуатации, расскажите, что да как.
Неман-2- хорошая лодка! На ямахе-30 вдвоем разгонял до 47 км/ч по навигатору.Очень хорошо управляема и устойчива. Конечно, на приличной волне в силу своих небольших размеров и веса чувствуешь себя не так комфортно , как в больших по классу и тяжелых лодках и катерах. Плюсов в ней однозначно больше, чем минусов
Леонид, если в хорошем состоянии, то можете брать. Главное, чтобы это был Неман-2, а не Неман-1. Последний пригоден только для тихой погоды максимум на 2 рыбаков. Это знаю по личному опыту, давненько была у друга такая штуковина. А вот на соседней базе пришвартован Неман-2, наблюдаю часто, как ребята резвятся в любую погоду и на высокой скорости. Мореходность и остойчивость у нее однозначно лучше. Ведь важно, чтобы все вернулись домой, а не остались плавать за бортом)
Понравился спортивный стиль лодки. Наверное из-за такой формы носа ей легче проходить через волны, поэтому она настолько быстра.
Лодка реально хорошая, попадалась мне как-то на глаза в отличном состоянии. Денег тогда пожалел, теперь локти кусаю. Владельцы говорят, что мореходность у нее хорошая и корпус прочный. Меня как-то недавно Неман-2 обогнал, летает не хуже квадроцикла. Наверное, движок мощный стоит. Вообще, сам не юзал, но много хороших отзывов слышал.