Характеристики катера Аист

Катер «Аист» отличается высокими быстроходными качествами и предназначается для пограничного контроля на различных акваториях. Благодаря корпусу из алюминиево-магниевого сплава лодка может эксплуатироваться в реках, озёрах и на море при условии величины волнения до 3 баллов. Изготовление катеров проводилось ограниченной серией.

Общее описание катера «Аист»

В конструкции используется водомётный тип движителя, позволяющий катеру проходить даже по засорённым и неглубоким рекам. Для поддержания температуры мотора используется система охлаждения, она имеет герметичный тип и обладает холодильником. Достоинством конструкции является особая система охлаждения. Она абсолютно исключает риски проникновения в систему частичек грязи, песка, водорослей и остального мусора. Вода циркулирует исключительно в замкнутом кругу. Для охлаждения используется 3 коробчатых канала, которые сварены с обшивной на днище.

В норме катер «Аист» может эксплуатироваться с пассажирами в количестве 6 человек, при снижении комфорта в кокпит помещается 10 человек. Характеристики катера «Аист» позволяют проводить прогулки без дозаправки на расстояния порядка 200 км.

Катер «Аист»
Катер «Аист» отличается высокими быстроходными качествами

Обводы корпуса имеют остроскулый тип, они позволяют быстро переходить на глиссирование. В области кормы днище относительно плоское, это сделано с целью формирования гидродинамической силы выталкивания воды. Конструкция днища обеспечивает снижение дифферента, который всегда сопровождает движение переходного типа. В носу шпангоуты имеют большую килеватость, а в области палубы устроен развал. Не снижая скорости движения, на катере можно преодолеть волнение до 1,5 м.

С помощью переборок катер разделяется на 5 отсеков. Часть из них используется для обеспечения непотопляемости судна, а именно:

  • герметичный форпик;
  • пространство вдоль бортов.

В качестве наполнителя используется пенопласт, который в случае затопления позволяет катеру оставаться над уровнем воды. Остойчивость конструкции сохраняется даже при затоплении одного из отсеков.

В носовой части расположен трюм, он предназначается для транспортировки различного рода груза, который должен оставаться сухим. В трюме находится большая часть всего снабжения.

Палуба лодки оборудована каютой, в ней устроен мягкий диван, столик (типа шкаф), вешалки для верхней одежды и подобное. Для попадания в каюту нужно пройти ходовую рубку. Сверху водительских кресел и второго переднего сидения имеется вырез с люком, он используется для управления судном в положении стоя. В области кормы кокпит открыт, но может закрываться с помощью тента. На кокпите располагается диван и 2 сидения, которые могут откидываться.

Лодка Аист
В носовой части катера расположен трюм

В основе корпуса используются алюминиево-магниевые листы. Для укрепления конструкции устроен поперечный набор, состоящий из шпангоутов, они изготавливаются из профиля фасонного типа. В дополнение устроены прочные флоры (толщина 3 мм). Для связки шпангоутов используется 2 стрингера из листа в 4 мм. Внешняя обшивка корпуса состоит из 4 мм листов, а в области киля прочность увеличена за счёт толщины в 6 мм. Материалом переборок является тот же АМг5 с толщиной в 3 мм. Для соединения используется аргонодуговая сварка.

Для изготовления палубы применяется фанера бакелизированного типа (толщина 5 мм), она фиксируется на бимсы из алюминия. Сверху фанеры укладываются рейки из ясеня толщиной 1,2 см. Они приклеиваются сплошным слоем и формируют удобный и красивый настил. В фальшборте, рубке и надстройке используется 3 слоя материалов:

  • снаружи – авиационная фанера 2 мм;
  • второй слой – пенопластовый наполнитель 16 мм;
  • изнутри – такая же фанера.

В движение судно приводится посредством дизельного двигателя 3Д20, он способен развивать предельную мощность в 260 л. с. и 2270 об./мин. При эксплуатации в штатном режиме мощность составляет 235 л. с. и 2200 об./мин. Имеет спаренный тип с водомётом. Маховик в моторе скрепляется с помощью муфты с гребным валом. Для изоляции внешней части вала используется стеклопластик.

На первых моделях монтировались 2-ступенчатые типы водомётов для исключения рисков кавитации с 1-ступенчатым движителем. В конструкции имеется 2 ротора, у каждого по 4 лопасти с диаметром в 348 мм. После проведения испытаний опасения не оправдались и стали устанавливать 1 ротор, которого оказалось достаточно для получения приемлемых результатов.

Катер Аист
В движение судно приводится посредством дизельного двигателя 3Д20

Для перехода в реверсивное движение используется закрытие сопла с помощью заслонки. Вода отражается от стенки и спрямляется в 2 трубы в обратном направлении. Холостой ход движителя также может достигаться за счёт устройства разгрузки, оно открывает заслонку для проникновения воздуха в сектор для забора воды. Для поворота катера используется специальное сопло. Оно имеет прямоугольную форму и располагается рядом с местом выпуска струи.

На борту имеется электросеть с постоянным током (24 В). Для питания электроэнергией устанавливается генератор ГСК-1500-жт, который монтируется на мотор. В статическом положении электричество поступает от 2 аккумуляторов 6 СТК-180-М.

На приборной доске имеется:

  • пульт для дистанционного управления насосом в системе подачи масла. Им рекомендуется пользоваться до старта двигателя;
  • кнопка запуска стартера;
  • педаль, корректирующая ток горючего;
  • рукоятка для механического управления заслонкой на водомётной установке;
  • педаль для воздействия на разгрузочный клапан;
  • компас, работающий по принципу магнита;
  • различные приборы для измерения и контроля состояния двигателя и других характеристик.

Для фиксации катера используется якорь, его вес около 10 кг. Якорь соединяется с помощью каната из капрона в длину 30 м. На корме и носу приварены утки для швартовки и буксировки и леерное устройство. За рым-утки осуществляется подъём катера.

Судно Аист
Судно Аист используется для проведения длительных прогулок

Во время испытаний были проявлены оптимальные показатели манёвренности. Циркуляция при максимальной скорости составляет 5 величин длины при правом повороте и 8 при левом. При прикрытии заслонок реверсивного движения снижается циркуляции до 3 и 2 величин.

Тесты показали, что катер может остановиться с полного хода за 3 секунды, за это время пройдёт дистанцию 9 м. Лодка сохраняет устойчивость в равной мере как при обычном ходе, так и при реверсивном.

Технические характеристики катера «Аист»

Судно используется для проведения длительных прогулок, спасательных целей и береговой охраны. Имеет комфортные габариты кокпита и каюты, их достаточно для укрытия от непогоды или отдыха.

В сети много фото катера «Аист» и чертежей, они позволят, при должных усилиях, создать конструкцию вручную или изменить существующий корпус.

Технические характеристики катера «Аист»:

  • длина по габаритам – 9,1 м;
  • габаритная ширина – 2,6 м;
  • высотность борта в области миделя – 1,22 м;
  • водоизмещение при отсутствии нагрузки – 3,55 т;
  • водоизмещение загруженного катера – 4,75 т;
  • максимальная осадка – 0,46 м;
Катер Аист
Пограничный катер Аист
  • скорость при движении в водоизмещающем режиме – 35 км/час;
  • тип двигателя – стационарный 3Д20, работает на дизеле;
  • максимальная мощность мотора – 260 л. с.;
  • материал основания – АМг5;
  • метод соединения – сварной.

Какая цена

Из-за ограниченного тиража судна в сети немного предложений по продаже катера, но преимущественно стоимость колеблется от $7 до 14 тысяч.

Отзывы владельцев

На форумах много упоминаний о катере «Аист», и большинство из них положительные.

Александр:

«Доводилось кататься на катере в 90-х годах на протяжении 6 месяцев, друг давал на пользование. Отличное судно, 2 каюты помогают разместиться с компанией. Недостатком могу отметить относительную тихоходность при перемещении в водоизмещающем режиме. В целом судно стильное и качественное, но я бы предпочёл установить двигатель ЯМ3240 турбированого типа».

Сергей:

«Приобрёл „Аист“ из ностальгии, так как в своё время служил на таком катере на Амуре. Двигатель аналогичный БМП, работает на основании водомёта. Судно может взять на борт порядка 15 человек благодаря габаритам каюты. Осадка даже при большой нагрузке незначительная, её достаточно для причаливания к любому типу берегов».

Николай:

«Рекомендуют использовать катер для проведения длительных прогулок, разъездов по делам или для несения патруля. Сам использую на речке, у нас есть места с небольшой глубиной, соответственно, принципиально важна проходимость. „Аист“ может проплывать на глубине до 0,8 м. Палуба устроена из дерева, оно стоит неплохо, но местами гниёт, в остальном судном доволен».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *