Содержание:
Выпуск катеров «Амур» была запущен в 1970 году небольшим тиражом – 400 шт. Изготовление производилось в Комсомольске-на-Амуре. Предназначение судна – использование на различных водохранилищах и реках, имеющих пресную воду. Эксплуатация разрешена при высоте волн до 1,2 м или при волнении до 4 баллов. С течением времени модель была переработана, и появилось несколько модификаций, в том числе для моря.
Общее описание катера «Амур»
Общие характеристики для катеров «Амур»:
- материал корпуса – дюралюминий, в более поздних вариантах – сплав АМг;
- для соединения используется метод клёпки, частично – сварная методика;
- присутствует несколько переборок для создания герметичных отсеков и обеспечения непотопляемости;
- открытый кокпит, который может закрываться складным тентом. Для натягивания тента используется трубный каркас, который вставляется в особые разъёмы в области палубы. В модели «Амур-2» присутствует рубка-убежище;
- пассажировместимость у всех моделей 5 человек;
- приблизительно одинаковые показатели длины 5,5–5,6 м.
Форпик моделей имеет герметичный тип, для открытия доступа к нему потребуется использовать люк на палубе, имеющий плотный тип фиксации. Кокпит в каждой модели имеет 2 ряда сидений с прочной конструкцией и мягкой обтяжкой.
Водительское место оборудовано штурвалом и специальными механизмами, которые позволяют дистанционно управлять работой двигателя. Здесь же устроен щиток с различными приборами для контроля работы двигателя. Под щитком пространство полностью закрыто специальным поддоном, на который можно укладывать различные небольшие предметы экипировки.
В корме имеется специальный отсек для двигателя. Под пассажирскими кормовыми сидениями имеется редуктор для передачи вращения углового типа. Моторный отсек дополнительно вмещает:
- аккумулятор для питания стартера и габаритных огней;
- холодильник для воды и масляной жидкости;
- бачок с водой;
- разветвление системы охлаждения двигателя.
Для закрытия отсека используется 2 крышки, открывающиеся в стороны бортов. Катер в стандартной модификации использует гребной тип винта из алюминия с диаметром 27,5 см и шагом в 31,2 см. Лодка может использоваться для хождения на вёслах, для фиксации которых предусмотрены специальные крепежи по бортам.
Во время эксплуатации первой модели катера были выявлены существенные недостатки. С их учётом часто приходилось проводить тюнинг катера «Амур», позволявший снизить выраженность различных недостатков при движении. Среди основных минусов конструкции отмечается:
- во время глиссирования корпус подвергается ощутимым ударам даже при небольшом волнении. Это приводит к появлению дискомфорта и определённой тревоги пассажиров. Периодически волны приводят к разбалтыванию соединений на заклёпках, и их приходится подтягивать, иначе появляется течь. Целесообразно изменение обводов и увеличение килеватости судна, преимущественно носа. Этот недостаток очень сложно устранить самостоятельно, самый простой вариант снижения силы ударов – укрепить днище или купить катер «Амур» более новой модификации;
- двигательная конверсия выходит за пределы установленных норм;
- система охлаждения выполнена с одним контуром, не позволяющим в полной мере поддерживать температурный режим эксплуатации судна. Подобная проблема провоцирует появление коррозии на металлических частях двигателя. Катер «Амур» нередко подвергается тюнингу охладительной системы, фото конструкции и устройства двигателя в интернете находится в свободном доступе;
- в конструкции отсутствует реверсивный ход;
- с целью разобщения передаточного движения вала и двигателя используется муфта сцепления из автомобильной отрасли, она не рассчитывается на продолжительное нахождение в неактивном состоянии. Наличие сцепления приводит к избыточной сложности управления и дискомфорту водителя.
Технические характеристики катера «Амур»
Вследствие существенных недостатков, выявленных во время эксплуатации судна, была установлена необходимость разрабатывать модифицированную версию.
Технические характеристики катера «Амур»:
- длина по габаритам – 5,5 м;
- ширина в наибольшем участке – 1,82 м;
- ширина в области скулы (максимальная) – 1,6 м;
- высотность борта в области миделя – 0,88 м;
- осадка конструкции по габаритам – 0,5 м;
- масса катера без пассажиров с полной экипировкой – 0,54 т;
- масса корпуса – 0,23 т;
- наибольшее водоизмещение – 1,1 т;
- количество пассажиров – 5-6 человек;
- тип двигателя – бензиновый, модели «Москвич-412»;
- максимальная мощность мотора – 60 л. с.;
- скорость на полном ходу – 50 км/час;
- вместимость топливного бака – 70 л;
- тип материала – Д16АТ;
- метод соединение – на заклёпках.
Технические характеристики катера «Амур-М»
Предназначение катера «Амур-М» – туристические и прогулочные путешествия по водохранилищам и рекам, имеющим пресную воду. Максимальная удалённость от берега – 5 км при волнах высотой до 0,75 м. В сравнении с первой моделью, были изменены обводы и появилась умеренная килеватость дна в области транца и у скулы поблизости форштевня:
- длина по габаритам – 5,5 м;
- ширина в наибольшем участке – 1,87 м;
- высотность борта в области миделя – 0,82 м;
- осадка конструкции по габаритам – 0,27 м;
- масса катера без пассажиров с полной экипировкой – 0,63 т;
- грузоподъёмность – 0,5 т;
- количество пассажиров – 5 человек;
- двигатель – бензиновый, работает на топливе А-92 и с большим октановым числом;
- модель мотора – «Москвич-412»;
- максимальная мощность мотора – 60 л. с.;
- скорость при нагрузке – 40 км/час;
- соединение – на заклёпках и сварке.
Для усиления корпуса применяется клёпано-сварной метод соединения. Электродуговая сварка используется для палубных и днищевых стрингеров. Выполнена сварка методом точек. Обшивка в области дна имеет толщину 2–2,5 мм, а в местах сниженной нагрузки – 1,5 мм. В основе поперечного набора используется 10 шпангоутов.
Для ночлега можно раскладывать кормовой диван и передние сидения, создавая 2 комфортабельных места. Вдоль обоих бортов кокпита имеются багажники для хранения небольшого инструментария. Теперь в конструкции встроено 2 бака по 50 л.
Предусмотрена 2-контурная система охлаждения, в основе которой используется насос. Вода после забора распределяется на 2 направления:
- К реверс-редуктору для контроля его температуры, затем в трубу для выхлопа;
- В пространство за рубашкой коллектора выпускного типа, далее поступает в радиатор для снижения температуры смазки. Затем вода перетекает в холодильник, где выполняется обмен тепла с жидкостью из внутреннего контура охлаждающей системы. В конце жидкость выбрасывается за борт.
Технические характеристики катера «Амур-2»
Катер «Амур-2» обладает каютой закрытого типа. В конструкции используется колонка, которая позволила снизить длину отсека для мотора, это увеличило размеры кокпита, снизило выраженность шума и степень вибрационных ударов о корпус. Гребной винт с колонкой показывает лучшие результаты при движении по мелководью и при приставании к берегу без соответствующего оборудования.
Технические характеристики катера «Амур-2»:
- длина по габаритам – 5,62 м;
- ширина в наибольшем участке – 1,83 м;
- высотность борта в области миделя – 0,93 м;
- в области транца высота борта – 0,88 м;
- осадка конструкции по габаритам – 0,232 м;
- килеватость в области миделя – 18°;
- килеватость на транце – 7°;
- грузоподъёмность – 0,5 т;
- количество пассажиров – 5 человек;
- модель мотора – «Москвич-412»;
- мощность мотора – 60 л. с.;
- скорость на полном ходу и при нагрузке – 47 и 40 км/час;
- соединение – на заклёпках.
Внутри каюты устроены 2 сидения с мягкой обтяжкой, которые могут раскладываться для создания 3 спальных мест. При складывании сидений можно получить доступ к рундукам, посередине устроен также столик складного типа. Каюта может закрываться 2-створчатой дверью. Габаритная длина рубки – 1,8 м, высота – 1,15 м.
Для поддержания устойчивости катера в случае затопления используются пенопластовые блоки, крепящиеся к корпусу. Материал корпуса заменён сплавом алюминия и магния, так как он более устойчив к коррозии. Рубка и палуба по-прежнему выполнены из дюралюминия. Благодаря использованию сплава АМг, судно можно эксплуатировать в море.
Технические характеристики катера «Амур-3»
Катер «Амур-3» имеет все достижения модели «Амур-2» с единственным отличием – в нём убрана рубка в пользу увеличения размера кокпита и снижения стоимости. Выход на таком судне в море может производиться при удалённости от берега 3 км и высоте волны до 1,2 м.
Для улучшения мореходных характеристик катера «Амур-2М» и «Амур-3» конструировались с более заострёнными обводами в области носа и с большей килеватостью шпангоутов. В области форштевня скула немного приподнята. Это позволило снизить выраженность ударов от волн и устранить избыточное забрызгивание кокпита. С целью улучшения гидродинамических свойств и облегчения перехода в глиссирование при большой нагрузке, в области кормы килеватость снижена.
Какая цена
«Амур-1» во время выпуска стоял 2400 рублей, сегодня цена составляет $2,5–3 тысячи. Модифицированная версия «Амур-М» имеет цену порядка $3500–4000. При модификации до «Амур-2» и «Амур-3» цена в те годы выросла до 6750 и 6000 рублей, соответственно. Сегодня стоимость приблизительно соответствует соотношению 1 рубль = $1.
Отзывы владельцев
Кирилл:
«Большой опыт эксплуатации судна позволяет отметить ряд недостатков конструкции «Амур-2» – приходится часто возиться с мотором, а также колонкой, при выходе на воду при волнении судно получает сильные удары, приходится следить за состоянием заклёпок, максимальная скорость 50 км/час (больше не разогнаться). Вдвоём рыбачить бывает неудобно, так как с носа можно упасть».
Михаил:
«С мотором на «Амуре-3» никаких проблем не возникало, разве что кувалдой бить нужно, чтобы появился износ. Ремонтом колонки занимался самостоятельно, особых проблем также не было. За 5 лет активной эксплуатации существенных дефектов обнаружено не было. Мореходность удовлетворительная, с полной нагрузкой – 45 км/час, в пустом состоянии – 55 км/час».
Эксперт и автор статей на сайте.
Кандидат в мастера спорта, принимал участие в международных гонках на надувных лодках с подвесными моторами.
Охотник и рыбак с 8-летним стажем. Призер чемпионатов России, призер Кубка России и Росохотрыболовсоюза по ловле спиннингом с лодки и на блесну.
Член Ассоциации Росохотрыболовсоюз и Военно-Охотничьего Общества.
Да, все верно, Степан, не тратьте попусту деньги. Время Амуров уже ушло. Даже в отечественном проме есть уже экземпляры получше и более новые.
Хочу поменять Прогресс на Амур б/у. Подскажите ребята, стоит ли, а то по деньгам дороговато получается?
Не знаю, какие у кого проблемы с колонкой, я уже 6-й сезон катаюсь и все отлично. Если правильно эксплуатировать и не экспериментировать со скоростями – прослужит долго без ремонтов. Ярослав, насчет движка москвичевского точно не переживайте. Его можно убить разве что кувалдой. Главное, смотрите, чтобы изначально он был не убитый. Удачной покупки!
Брать или не брать Амур-2 – вот в чем вопрос. Знакомый предлагает по хорошей цене, но я чего-то сомневаюсь в его мореходности, да и движок «Москвич-412» меня сильно смущает. Посоветуйте, господа бывалые, новичку.
Отличный катер , 400-500 кг камчатского краба входит за ночь , идёт хорошо . Только надо мотор поменять . Сделай как я , повесь Хонда-90 .и забудь все проблемы , даже ключи с собой не вожу .Александр .Владивосток .
Что такое для меня катер Амур ? это мой образ жизни , так как я живу во Владивостоке .Японское море самое богатое ,сети , ловушки , акваланг не дают мне скучать и испытывать денежные затруднения .Купил за 1000 $ с местом и телегой ., отремонтировал в Дальзаводе , повесил мотор Хонда -90 , эхолот , картплоттер Seiwa Starfish E , помпы , свет , и прочее . Приятно иметь возможность улететь за туман и забить свои морозильники свежими морепродуктами . Я бывший рыбак из уничтоженного ” Дальморепродукта ” , и другого я не умею Когда сгниёт этот корпус , я куплю такой же . Пластиковые лодки мне не нужны .
Ярослав, берите, конечно, катер неплохой. Но только, если умеете шаманить от случая к случаю. Мой большой опыт пользования показывает, что периодически придется возиться с колонкой и мотором. Учтите, что рыбачить вдвоем с носа будет проблематично, на волнах может снести в легкую. А так, воспоминаний, связанных с Амуром, много и они хорошие.
Как по мне, смысла менять шило на мыло нет. Езди на Прогрессе пока ходит и копи деньги на что-нибудь поновее и посовременнее. Катер «Амур» для своего времени хорош, но время то уже не то, особенно если он бэушный. Да и, кстати, каюта, которая многих привлекает, мешает нормальному ходу, борт сильно крениться из-за нее. Так что, не советую тратиться.
Когда-то я с Амуром намучался, мороки было, в результате продал другу. А он уже 16 лет на нем ездит и души в нем не чает. Так что, каждому, как говорится, свое. В целом катер достаточно неплохой как для своего времени. Но я предпочитаю что-то более удобное и простое в эксплуатации.
Спасибо за совет, я тоже так думал, но уж больно мне этот катер понравился. И действительно, привлекла именно каюта. Можно переночевать на воде, что я очень люблю, да и барахло всякое есть куда сложить. Но теперь реально задумался, что может стоит подкопить денег и купить что-то новое с хорошим мощным движком.
Амур-2 и Амур-3, по моему мнению, самые прекрасные катера. Обладают отличной килеватостью. Лично я немного модифицировал своего коня, переделав транц под подвесной мотор. Теперь по реке летает с максимальной скоростью до 60 км/час. Еще и тюнинг сделал прикольный, выглядит не хуже заграничных моделей подобного типа. Если кто хочет купить, однозначно рекомендую, не пожалеете.
Соглашусь с Александром, хороший катерок, несмотря на то, что отечественный. Эксплуатирую его в серии «М» с 2008 года. Сразу как купил установил двигатель 5А от Тойоты. И это, собственно говоря, все крупные переделки. Работает безотказно уже много сезонов, мелкие всякие переделки в процессе не в счет. Несмотря на то, что он уже у меня старичок, менять на забугорный пластик не собираюсь. Подумываю только увеличить лошадки.
Доброго дня всем,подскажите какой ДВС можно поставить на Амур-м? До этого стоял ДВС от москвича 408
От мотоцикла БМВ РГ 90 легче.и экономичнее .90 сил достаточно.
1 JZ ,очень хороший движок. 10 лет хожу на нем. 75 км/час – вдвоем и 60 – с полной нагрузкой. Меняю только масло и фильтра. Но без каюты,зато хороший тент.