Комфортабельные катера Амур

Выпуск катеров «Амур» была запущен в 1970 году небольшим тиражом – 400 шт. Изготовление производилось в Комсомольске-на-Амуре. Предназначение судна – использование на различных водохранилищах и реках, имеющих пресную воду. Эксплуатация разрешена при высоте волн до 1,2 м или при волнении до 4 баллов. С течением времени модель была переработана, и появилось несколько модификаций, в том числе для моря.

Общее описание катера «Амур»

Общие характеристики для катеров «Амур»:

  • материал корпуса – дюралюминий, в более поздних вариантах – сплав АМг;
  • для соединения используется метод клёпки, частично – сварная методика;
  • присутствует несколько переборок для создания герметичных отсеков и обеспечения непотопляемости;
Катер "Амур"
Катер “Амур” с подвесным мотором
  • открытый кокпит, который может закрываться складным тентом. Для натягивания тента используется трубный каркас, который вставляется в особые разъёмы в области палубы. В модели «Амур-2» присутствует рубка-убежище;
  • пассажировместимость у всех моделей 5 человек;
  • приблизительно одинаковые показатели длины 5,5–5,6 м.

Форпик моделей имеет герметичный тип, для открытия доступа к нему потребуется использовать люк на палубе, имеющий плотный тип фиксации. Кокпит в каждой модели имеет 2 ряда сидений с прочной конструкцией и мягкой обтяжкой.

Водительское место оборудовано штурвалом и специальными механизмами, которые позволяют дистанционно управлять работой двигателя. Здесь же устроен щиток с различными приборами для контроля работы двигателя. Под щитком пространство полностью закрыто специальным поддоном, на который можно укладывать различные небольшие предметы экипировки.

В корме имеется специальный отсек для двигателя. Под пассажирскими кормовыми сидениями имеется редуктор для передачи вращения углового типа. Моторный отсек дополнительно вмещает:

  • аккумулятор для питания стартера и габаритных огней;
  • холодильник для воды и масляной жидкости;
  • бачок с водой;
  • разветвление системы охлаждения двигателя.
Катер «Амур»
Роспись катера «Амур»

Для закрытия отсека используется 2 крышки, открывающиеся в стороны бортов. Катер в стандартной модификации использует гребной тип винта из алюминия с диаметром 27,5 см и шагом в 31,2 см. Лодка может использоваться для хождения на вёслах, для фиксации которых предусмотрены специальные крепежи по бортам.

Во время эксплуатации первой модели катера были выявлены существенные недостатки. С их учётом часто приходилось проводить тюнинг катера «Амур», позволявший снизить выраженность различных недостатков при движении. Среди основных минусов конструкции отмечается:

  • во время глиссирования корпус подвергается ощутимым ударам даже при небольшом волнении. Это приводит к появлению дискомфорта и определённой тревоги пассажиров. Периодически волны приводят к разбалтыванию соединений на заклёпках, и их приходится подтягивать, иначе появляется течь. Целесообразно изменение обводов и увеличение килеватости судна, преимущественно носа. Этот недостаток очень сложно устранить самостоятельно, самый простой вариант снижения силы ударов – укрепить днище или купить катер «Амур» более новой модификации;
  • двигательная конверсия выходит за пределы установленных норм;
  • система охлаждения выполнена с одним контуром, не позволяющим в полной мере поддерживать температурный режим эксплуатации судна. Подобная проблема провоцирует появление коррозии на металлических частях двигателя. Катер «Амур» нередко подвергается тюнингу охладительной системы, фото конструкции и устройства двигателя в интернете находится в свободном доступе;
  • в конструкции отсутствует реверсивный ход;
  • с целью разобщения передаточного движения вала и двигателя используется муфта сцепления из автомобильной отрасли, она не рассчитывается на продолжительное нахождение в неактивном состоянии. Наличие сцепления приводит к избыточной сложности управления и дискомфорту водителя.
Тюнинг катера "Амур"
Тюнинг катера “Амур” в ретро стиле

Технические характеристики катера «Амур»

Вследствие существенных недостатков, выявленных во время эксплуатации судна, была установлена необходимость разрабатывать модифицированную версию.

Технические характеристики катера «Амур»:

  • длина по габаритам – 5,5 м;
  • ширина в наибольшем участке – 1,82 м;
  • ширина в области скулы (максимальная) – 1,6 м;
  • высотность борта в области миделя – 0,88 м;
  • осадка конструкции по габаритам – 0,5 м;
  • масса катера без пассажиров с полной экипировкой – 0,54 т;
  • масса корпуса – 0,23 т;
  • наибольшее водоизмещение – 1,1 т;
  • количество пассажиров – 5-6 человек;
  • тип двигателя – бензиновый, модели «Москвич-412»;
  • максимальная мощность мотора – 60 л. с.;
  • скорость на полном ходу – 50 км/час;
  • вместимость топливного бака – 70 л;
  • тип материала – Д16АТ;
  • метод соединение – на заклёпках.
Характеристики катера «Амур»
Технические характеристики катера «Амур»

Технические характеристики катера «Амур-М»

Предназначение катера «Амур-М» – туристические и прогулочные путешествия по водохранилищам и рекам, имеющим пресную воду. Максимальная удалённость от берега – 5 км при волнах высотой до 0,75 м. В сравнении с первой моделью, были изменены обводы и появилась умеренная килеватость дна в области транца и у скулы поблизости форштевня:

  • длина по габаритам – 5,5 м;
  • ширина в наибольшем участке – 1,87 м;
  • высотность борта в области миделя – 0,82 м;
  • осадка конструкции по габаритам – 0,27 м;
  • масса катера без пассажиров с полной экипировкой – 0,63 т;
  • грузоподъёмность – 0,5 т;
  • количество пассажиров – 5 человек;
  • двигатель – бензиновый, работает на топливе А-92 и с большим октановым числом;
  • модель мотора – «Москвич-412»;
  • максимальная мощность мотора – 60 л. с.;
  • скорость при нагрузке – 40 км/час;
  • соединение – на заклёпках и сварке.

Для усиления корпуса применяется клёпано-сварной метод соединения. Электродуговая сварка используется для палубных и днищевых стрингеров. Выполнена сварка методом точек. Обшивка в области дна имеет толщину 2–2,5 мм, а в местах сниженной нагрузки – 1,5 мм. В основе поперечного набора используется 10 шпангоутов.

Катер «Амур-М»
Предназначение катера «Амур-М» – туристические и прогулочные путешествия по водохранилищам и рекам

Для ночлега можно раскладывать кормовой диван и передние сидения, создавая 2 комфортабельных места. Вдоль обоих бортов кокпита имеются багажники для хранения небольшого инструментария. Теперь в конструкции встроено 2 бака по 50 л.

Предусмотрена 2-контурная система охлаждения, в основе которой используется насос. Вода после забора распределяется на 2 направления:

  • К реверс-редуктору для контроля его температуры, затем в трубу для выхлопа;
  • В пространство за рубашкой коллектора выпускного типа, далее поступает в радиатор для снижения температуры смазки. Затем вода перетекает в холодильник, где выполняется обмен тепла с жидкостью из внутреннего контура охлаждающей системы. В конце жидкость выбрасывается за борт.

Технические характеристики катера «Амур-2»

Катер «Амур-2» обладает каютой закрытого типа. В конструкции используется колонка, которая позволила снизить длину отсека для мотора, это увеличило размеры кокпита, снизило выраженность шума и степень вибрационных ударов о корпус. Гребной винт с колонкой показывает лучшие результаты при движении по мелководью и при приставании к берегу без соответствующего оборудования.

Технические характеристики катера «Амур-2»:

  • длина по габаритам – 5,62 м;
  • ширина в наибольшем участке – 1,83 м;
  • высотность борта в области миделя – 0,93 м;
  • в области транца высота борта – 0,88 м;
  • осадка конструкции по габаритам – 0,232 м;
Катер «Амур-2»
Катер «Амур-2» обладает каютой закрытого типа
  • килеватость в области миделя – 18°;
  • килеватость на транце – 7°;
  • грузоподъёмность – 0,5 т;
  • количество пассажиров – 5 человек;
  • модель мотора – «Москвич-412»;
  • мощность мотора – 60 л. с.;
  • скорость на полном ходу и при нагрузке – 47 и 40 км/час;
  • соединение – на заклёпках.

Внутри каюты устроены 2 сидения с мягкой обтяжкой, которые могут раскладываться для создания 3 спальных мест. При складывании сидений можно получить доступ к рундукам, посередине устроен также столик складного типа. Каюта может закрываться 2-створчатой дверью. Габаритная длина рубки – 1,8 м, высота – 1,15 м.

Для поддержания устойчивости катера в случае затопления используются пенопластовые блоки, крепящиеся к корпусу. Материал корпуса заменён сплавом алюминия и магния, так как он более устойчив к коррозии. Рубка и палуба по-прежнему выполнены из дюралюминия. Благодаря использованию сплава АМг, судно можно эксплуатировать в море.

Технические характеристики катера «Амур-3»

Катер «Амур-3» имеет все достижения модели «Амур-2» с единственным отличием – в нём убрана рубка в пользу увеличения размера кокпита и снижения стоимости. Выход на таком судне в море может производиться при удалённости от берега 3 км и высоте волны до 1,2 м.

Катер «Амур-3»
Катер «Амур-3» конструировался с более заострёнными обводами в области носа

Для улучшения мореходных характеристик катера «Амур-2М» и «Амур-3» конструировались с более заострёнными обводами в области носа и с большей килеватостью шпангоутов. В области форштевня скула немного приподнята. Это позволило снизить выраженность ударов от волн и устранить избыточное забрызгивание кокпита. С целью улучшения гидродинамических свойств и облегчения перехода в глиссирование при большой нагрузке, в области кормы килеватость снижена.

Какая цена

«Амур-1» во время выпуска стоял 2400 рублей, сегодня цена составляет $2,5–3 тысячи. Модифицированная версия «Амур-М» имеет цену порядка $3500–4000. При модификации до «Амур-2» и «Амур-3» цена в те годы выросла до 6750 и 6000 рублей, соответственно. Сегодня стоимость приблизительно соответствует соотношению 1 рубль = $1.

Отзывы владельцев

Кирилл:

«Большой опыт эксплуатации судна позволяет отметить ряд недостатков конструкции «Амур-2» – приходится часто возиться с мотором, а также колонкой, при выходе на воду при волнении судно получает сильные удары, приходится следить за состоянием заклёпок, максимальная скорость 50 км/час (больше не разогнаться). Вдвоём рыбачить бывает неудобно, так как с носа можно упасть».

Михаил:

«С мотором на «Амуре-3» никаких проблем не возникало, разве что кувалдой бить нужно, чтобы появился износ. Ремонтом колонки занимался самостоятельно, особых проблем также не было. За 5 лет активной эксплуатации существенных дефектов обнаружено не было. Мореходность удовлетворительная, с полной нагрузкой – 45 км/час, в пустом состоянии – 55 км/час».

Оставить отзыв

15 комментариев
  • Да, все верно, Степан, не тратьте попусту деньги. Время Амуров уже ушло. Даже в отечественном проме есть уже экземпляры получше и более новые.

  • Хочу поменять Прогресс на Амур б/у. Подскажите ребята, стоит ли, а то по деньгам дороговато получается?

  • Не знаю, какие у кого проблемы с колонкой, я уже 6-й сезон катаюсь и все отлично. Если правильно эксплуатировать и не экспериментировать со скоростями – прослужит долго без ремонтов. Ярослав, насчет движка москвичевского точно не переживайте. Его можно убить разве что кувалдой. Главное, смотрите, чтобы изначально он был не убитый. Удачной покупки!

  • Брать или не брать Амур-2 – вот в чем вопрос. Знакомый предлагает по хорошей цене, но я чего-то сомневаюсь в его мореходности, да и движок «Москвич-412» меня сильно смущает. Посоветуйте, господа бывалые, новичку.

    • Отличный катер , 400-500 кг камчатского краба входит за ночь , идёт хорошо . Только надо мотор поменять . Сделай как я , повесь Хонда-90 .и забудь все проблемы , даже ключи с собой не вожу .Александр .Владивосток .

  • Что такое для меня катер Амур ? это мой образ жизни , так как я живу во Владивостоке .Японское море самое богатое ,сети , ловушки , акваланг не дают мне скучать и испытывать денежные затруднения .Купил за 1000 $ с местом и телегой ., отремонтировал в Дальзаводе , повесил мотор Хонда -90 , эхолот , картплоттер Seiwa Starfish E , помпы , свет , и прочее . Приятно иметь возможность улететь за туман и забить свои морозильники свежими морепродуктами . Я бывший рыбак из уничтоженного ” Дальморепродукта ” , и другого я не умею Когда сгниёт этот корпус , я куплю такой же . Пластиковые лодки мне не нужны .

  • Ярослав, берите, конечно, катер неплохой. Но только, если умеете шаманить от случая к случаю. Мой большой опыт пользования показывает, что периодически придется возиться с колонкой и мотором. Учтите, что рыбачить вдвоем с носа будет проблематично, на волнах может снести в легкую. А так, воспоминаний, связанных с Амуром, много и они хорошие.

  • Как по мне, смысла менять шило на мыло нет. Езди на Прогрессе пока ходит и копи деньги на что-нибудь поновее и посовременнее. Катер «Амур» для своего времени хорош, но время то уже не то, особенно если он бэушный. Да и, кстати, каюта, которая многих привлекает, мешает нормальному ходу, борт сильно крениться из-за нее. Так что, не советую тратиться.

  • Когда-то я с Амуром намучался, мороки было, в результате продал другу. А он уже 16 лет на нем ездит и души в нем не чает. Так что, каждому, как говорится, свое. В целом катер достаточно неплохой как для своего времени. Но я предпочитаю что-то более удобное и простое в эксплуатации.

  • Спасибо за совет, я тоже так думал, но уж больно мне этот катер понравился. И действительно, привлекла именно каюта. Можно переночевать на воде, что я очень люблю, да и барахло всякое есть куда сложить. Но теперь реально задумался, что может стоит подкопить денег и купить что-то новое с хорошим мощным движком.

  • Амур-2 и Амур-3, по моему мнению, самые прекрасные катера. Обладают отличной килеватостью. Лично я немного модифицировал своего коня, переделав транц под подвесной мотор. Теперь по реке летает с максимальной скоростью до 60 км/час. Еще и тюнинг сделал прикольный, выглядит не хуже заграничных моделей подобного типа. Если кто хочет купить, однозначно рекомендую, не пожалеете.

  • Соглашусь с Александром, хороший катерок, несмотря на то, что отечественный. Эксплуатирую его в серии «М» с 2008 года. Сразу как купил установил двигатель 5А от Тойоты. И это, собственно говоря, все крупные переделки. Работает безотказно уже много сезонов, мелкие всякие переделки в процессе не в счет. Несмотря на то, что он уже у меня старичок, менять на забугорный пластик не собираюсь. Подумываю только увеличить лошадки.

    • 1 JZ ,очень хороший движок. 10 лет хожу на нем. 75 км/час – вдвоем и 60 – с полной нагрузкой. Меняю только масло и фильтра. Но без каюты,зато хороший тент.

Автор Алексей Рудченко
Adblock
detector